Ссылки
|
Мистерии и магия севера.Фрейя Асвинн.
&.
Совуло
Германское название: Совуло (Sowulo)
Англосаксонское название: Сигиль (Sigil)
Древнескандинавское название: Соль (Sol)
Фонетическое соответствие: С (S)
Традиционное значение: солнце.
Древние народы Севера, как и все первобытные народы, чтили солнце как
подателя жизни. Но при этом следует иметь в виду, что солнце они
представляли в женском облике. Даже в современном немецком языке слово
Sonne ("солнце") – женского рода. В большинстве же иных магических
традиций – таких, как греческая, современная кельтская или викканская,
– солнце соотносится с мужским началом. Переходя от Викки к Асатру, я
потратила немало времени на то, чтобы перестроиться в этом отношении.
Представление о солнце как о женщине – явно очень древнее – восходит,
по всей вероятности, к религиозно-магическим традициям эпохи
матриархата. В пользу этой гипотезы свидетельствует то, что солнце
считалось богиней и в синтоизме (местной религии японцев), и в ранних
древнеегипетских культах. Очевидно, солнце было главным объектом
поклонения в первобытном обществе. Ведь от него зависит сама жизнь – и
в гораздо большей степени, чем от луны. А в первобытных культурах,
сложившихся задолго до возникновения футарка, женское начало устойчиво
ассоциировалось с жизнью, тогда как роль мужчины в продолжении рода
долгое время оставалась неизвестной и непонятной. Таким образом, связь
солнца с женским началом установилась в глубокой древности, и это,
среди прочего, подтверждает, что скандинавские мифы начали складываться
задолго до эпохи викингов, в которую были записаны эдды.
На землях современной Голландии в древности существовал культ трех
богинь, которым поклонялись еще тогда, когда не знали асов и даже
ванов. Анбет олицетворяла землю, Вильбет – луну, а Барбет – солнце.
Следы культа Барбет, солнечной богини, сохранялись вплоть до
христианской эпохи, в которую она превратилась в святую Варвару. В
северной мифологии с солнцем связывалась богиня Сунна, правившая
солнечной колесницей. В ходе археологических раскопок на территории
Скандинавии были найдены колесницы с установленными на них
изображениями солнечного диска; большинство таких находок датируется
бронзовым веком. Сочетание колесницы и солнечного диска наводит на
мысль о связи между рунами Райдо и Совуло. Райдо – это принцип
управления или управляющее начало, а Совуло – высшая духовная сила,
держащая бразды правления.
В южных странах солнце естественным образом связывалось с палящим,
губительным зноем, а луна – с вечерней прохладой, освежающей и
исцеляющей тело и душу после трудового дня, так что именно луна
ассоциировалась с женщиной – кормилицей и утешительницей. На севере же,
напротив, солнце всегда ценили выше, потому что видели реже. Именно
поэтому народы севера обращали внимание, в первую очередь, на тепло и
свет, исходящие от солнца, и чтили его как источник жизни и роста. На
юге солнце нередко вызывает засуху и голод, а на севере причиной голода
чаще всего становится недостаток теплых, солнечных дней.
Совуло символизирует высшую волю или намерение, а также самосознание и
чувство собственного достоинства. Это наивысшая сила "я", управляющая
нашим индивидуальным развитием – процессом индивидуации, если
использовать юнгианский термин. В современной оккультной философии
солнце считается символом сознания – внутреннего "я" в противовес тому
образу "я", который мы являем внешнему миру и который соответствует
руне Иса. Совуло связана с духовным руководством и наставничеством. В
гадании она может указать нам наилучшее направление действий или
состояние, к которому следует стремиться (впрочем, интерпретировать ее
всегда следует в сочетании с соседними рунами расклада).
Тем не менее, этой руне присуще и разрушительное начало. Не случайно
она имеет форму молнии. Подобно молнии, Совуло внезапным ударом сметает
все на своем пути – обычно для того, чтобы расчистить место чему-то
новому и лучшему (вспомним, что после грозы воздух насыщается
отрицательными ионами). В этой своей ипостаси Совуло связана с Тором –
богом-громовником. Поэтому Совуло можно использовать для взывания к
Тору, особенно в тех ситуациях, когда требуется быстрое возмездие.
Несмотря на то, что эта руна необратима – то есть не меняет формы, если
перевернуть ее "вверх ногами", – повернуть ее слева направо все же
можно. Таким образом, Совуло имеет две формы – мужскую и женскую, или,
иначе, интровертную и экстравертную. Интровертная ее форма втягивает
энергию внутрь себя, а экстравертная, напротив, излучает во внешний
мир.
Совуло связана с годовым солнечным циклом, который делится на две
равные половины точками летнего и зимнего солнцестояний. В первое
полугодие дни удлиняются, и солнце с каждым днем набирает силу, а во
второе дни становятся короче и сила солнца мало-помалу идет на убыль. В
скандинавской мифологии этот годовой цикл связан с мистерией гибели
Бальдра, солнечного бога, от руки его темного брата-близнеца – Хеда,
который, в свою очередь, гибнет в день солнцестояния, уступая место
возродившемуся Бальдру. Из богов с руной Совуло теснее всего связан
именно Бальдр.
Если соединить в одном знаке две руны Совуло, получится солнечное
колесо, или свастика, – древнейший в мире символ солнца, встречающийся
практически у всех народов. В странах севера солнечное колесо считается
атрибутом Тора. Оно может изображаться двояко: вращающимся либо по
часовой стрелке (т. е. по ходу солнца), либо против. В магических
операциях первый вариант свастики способствует втягиванию энергии, а
второй – излучению.
Кроме Сунны, Бальдра и Тора, Совуло косвенно связана с Одином, так как
солнце символизирует око Одина. Глаз, который он отдал Мимиру в уплату
за мудрость, связан с луной, а второй глаз – с солнцем. Солнечный глаз
его открыт и доступен взорам, а лунный – скрыт на дне Мимирова колодца,
почему и ассоциируется с луной, сияющей в ночном небе: ведь лунный свет
– всего лишь отражение солнечного. Пожертвовав глазом, Один стал
движущей силой в эволюционном развитии коллективной души северных
народностей.
|
|
|
|