Наведи курсор на банер :)
Реальная возможность зарабатывать от 20% до 300% в полностью автоматическом режиме, торговый робот предоставляется абсолютно бесплатно
Наутиз – вторая из трех рун, связанных с норнами. Она соотносится со
Скульд – повелительницей будущего. Принятая в футарке
последовательность трех этих рун – Хагалаз, Наутиз и Иса – не
соответствует обычной последовательности, в которой перечисляются
норны, – Урд, Верданди и Скульд: вторая руна второго этта связана с
третьей норной – Скульд.
Слово Skuld родственно бытующему в голландском и немецком языках слову
Schuld – "долг, задолженность". В традиционных скандинавских
представлениях оно может обозначать виру – wergild. Wer на
древнегерманском означает "человек", а gild – "деньги" и "вина"; таким
образом wer-gild = "человек-вина". В совокупности эти ассоциации
образуют скандинавский аналог привычного нам представления о карме. Они
отражены в мифе о войне между асами и ванами, вспыхнувшей из-за того,
что Один отказался выплатить ванам виру за убийство Гулльвейг.
Действия, совершенные в прошлом (Хагалаз), породили обстоятельства,
предопределившие будущее (Наутиз = нужда). (В голландском языке война
обозначается словом oorlog, а схожее с ним слово orlog в
древнескандинавском означает "судьба").
Скульд – младшая из трех норн. Она перерезает нить жизни, когда та
подходит к концу. Нас постигает та судьба, которую мы сами сотворили
себе в течение жизни. Урд и Верданди изображают с открытыми лицами, но
лицо Скульд обычно скрыто под покрывалом. Разумеется, это означает, что
будущее скрыто от нашего взора. Скульд играет очень важную роль в
гадании – по той очевидной причине, что она олицетворяет будущее. Если
обратиться к ней с любовью и почтением, она поднимет покрывало и
откроет грядущее перед взором гадателя.
Духовный смысл этой руны – нужда, необходимость – раскрывает соответствующая строфа "Англосаксонской рунической поэмы":
Нужда хоть стесняет сердце,
Но часто служит подмогой
И спасеньем сынам человека,
Коль не поздно ее заметят.
Эта строфа подлежит толкованию на нескольких уровнях. Во-первых, здесь
может идти речь о нужде, возникшей в прошлом и наложившей ограничения
на настоящее и будущее. В таком контексте "нужда" может означать вину –
не в традиционном христианском смысле, а на более личном уровне. У
всякого человека, следующего каким бы то ни было духовным путем,
развивается система личных нравственных ценностей. Но ничто
человеческое нам не чуждо: нам не всегда удается соответствовать
собственным критериям добродетели, и в связи с этим мы испытываем
чувство несостоятельности. Чувство это понижает нашу самооценку и
ограничивает наши творческие способности. Однако все это необходимо и
неизбежно – ведь именно так мы учимся на собственных ошибках. В другой
возможной интерпретации – так сказать, психоаналитической, – Наутиз
символизирует те наши потребности, которые мы не признаем, но должны
заметить и признать, после чего либо исполнить в соответствии с
аксиомой Кроули "Делай, что ты желаешь", либо сознательно отвергнуть.
Но прежде, чем сделать этот выбор, потребности надо осознать.
В гадании суть подобной потребности раскроют руны, выпавшие следом за
Наутиз. До тех пор, пока вы не разберетесь с этой проблемой, нужда,
обозначенная Наутиз, будет мешать вам конструктивно работать. Иногда
эта руна служит предостережением. С другой стороны, однажды она выпала
мне в ответ на вопрос: "Следует ли мне что-то предпринять в связи с
беспокоящей меня проблемой?", – и я остро ощутила, что в данном
конкретном случае Наутиз, наоборот, означает, что ничего делать не
нужно.
В магии Наутиз помогает накладывать ограничения на других людей. В
одной из эддических поэм – "Речах Сигрдривы" – Сигурду советуют
выцарапать руну Науд (Наутиз) на ногтях как средство защиту. Наутиз,
как и Турисаз, может сковать другого человека и лишить его силы.
Как Хагалаз правит царством Хель, так Наутиз властвует над миром
Нифльхель – обиталищем дракона Нидхегга, имя которого означает
"гложущий снизу". Нидхегг подгрызает корни ясеня Иггдрасиль, стремясь
погубить мировое древо. Этому мифу можно дать психологическое
толкование: Нидхегг символизирует тень в сфере бессознательного,
подтачивающую наше самосознание, олицетворяемое мировым ясенем. Хель,
как мы помним, вовсе не такое уж неприятное место или состояние
сознания. А вот Нифльхель – мир крайне отталкивающий. Каждый из девяти
миров – это и план мироздания, достигнуть которого можно в шаманском
или астральном путешествии, и особая область индивидуального
внутреннего мира. Нифльхель – это область, в которой оседают все наши
страхи. Нет ограничителя более жесткого, нежели страх; нет препятствия
более сурового, нежели чувство, что все наши устремления заведомо
обречены на провал. Но из опасений и страхов тоже можно извлечь пользу:
если вовремя заметить их, они послужат нам предостерегающим знаком.
Иными словами, страх – это проявление инстинкта самосохранения,
предупреждающее нас об опасности. Такова защитная ипостась руны Наутиз
– руны, обучающей нас искусству выживания.
Один древнегерманский обычай связывает руну Наутиз со стихией огня. Это
так называемые "огни нужды", которые первоначально представляли собой
ритуальные костры, зажигавшиеся в праздничные ночи Бельтана, летнего
солнцестояния, зимнего солнцестояния и Самайна. Обычай этот восходит к
культу священного огня, возникшему задолго до Асатру. Священный огонь
применялся в самых разнообразных ритуалах – для жертвоприношения,
врачевания, очищения и т.д. Что же касается "огней нужды", то в этом
ритуале двое девственных подростков, мальчик и девочка, разжигали два
костра на некотором расстоянии друг от друга. Огонь при этом разводили
трением сухих деревянных палочек. Затем между этими кострами прогоняли
скот, чтобы тот оставался здоровым и плодовитым. (Кое-где сохранился
пережиток этого обряда – обычай, по которому жених и невеста прыгают
через костер). Обычно "огни нужды" зажигали тогда, когда наступали
трудные времена: голод, засуха или мор.
Нетрудно понять, почему огню придавали столь важное значение: ведь в
странах Севера зимой бывают лютые морозы, так что огонь,
ассоциировавшийся с солнцем, по праву считался источником жизни. Однако
в старину на Севере повсеместно росли густые леса, а потому огонь с
легкостью мог превратиться в разрушительную, враждебную силу. Не
случайно один из поэтических кеннингов огня – "гроза лесов".
Наутиз соотносится также с мифом о том, как был скован Локи – бог огня.
Когда он превратился в разрушителя, асы схватили его и наложили на него
оковы. Скрытый смысл этого мифа – в том, что силу огня можно обуздать
при разумном с ним обращении.
В заключение можно добавить, что с Наутиз, вероятно, связан обычай
скрещивать пальцы на удачу: ведь скрещенные пальцы правой руки образуют
эту руну.