Ссылки &
|
Мистерии и магия севера.Фрейя Асвинн.
&.
Эваз
Германское название: Эваз (Ehwaz)
Англосаксонское название: Эох (Eoh)
Древнескандинавское название: нет
Фонетическое соответствие: Э (E)
Традиционное значение: лошадь.
Большинство рунологов полагают, что эта руна обозначает пару лошадей.
Эдред Торссон в своей книге "Футарк: руководство по рунической магии"
пишет, что она может символизировать некую пару богов или героев – к
примеру, братьев Хенгеста и Хорсу, легендарных вождей первых германских
поселенцев в Англии. Эти имена означают соответственно "жеребец" и
"лошадь". Жеребец – это самец лошади, так что имя "Хенгест" явственно
указывает на мужской пол своего носителя. Но слово horsa ("лошадь") с
равным успехом может быть и женского рода; в таком случае Хорса
оказывается не братом, а сестрой Хенгеста.
В самом очевидном своем значении Эваз ассоциируется со средствами
передвижения. В старину обычными средствами передвижения были лошадь и
колесница. В наши дни эта руна может обозначать автомобиль или, что
более вероятно, мотоцикл. Кроме того, Эваз символизирует связующие
вещества и носители, в том числе среду для лекарства, и как таковая
может применяться в целительстве. На более глубоком уровне руна Эваз
означает психологические средства, позволяющие нам соотносить внешний
мир со своими эмоциональными установками, – или, иными словами, умение
приспосабливаться к различным ситуациям.
Но и это еще не все. Совершенно очевидно, что эта руна связана со
Слейпниром – восьминогим жеребцом Одина. К.Г. Юнг в "Символах
трансформации" утверждает, что в глубокой древности Один изображался в
виде кентавра – получеловека-полулошади.
Когда я впервые увидела эту руну, мне представилось, что она обозначает
кобылу. В отличие от большинства воинов, восседающих на жеребцах, жрецы
древней религии асов ездили верхом на кобылах. Кроме того, возникают
ассоциации с родителями Слейпнира, одним из которых был Локи, принявший
облик кобылы. По всей вероятности, этот эпизод восходит к более
древнему, впоследствии утраченному мифу, сложившемуся еще в
доисторический период, когда в Северной Европе был широко распространен
культ лошади. О том, что культ этот сохранялся и в более поздние
времена, свидетельствует "Сага об Олаве Святом", где описано, как в
Норвегии X в. группа женщин совершала обряды над высушенным пенисом
жеребца. Этот культовый предмет назывался volsi, а сами обряды
представляли собой разновидность магии сейта. С ритуалами такого рода
ассоциировались две полубогини – Торгерд и Ирпа. Этот культ вызвал у
христианской церкви крайнее недовольство и был беспощадно искоренен. В
операх Вагнера имя Вольси оказывается одним из прозваний Одина;
немаловажно также, что в одном из вариантов "Саги о Вольсунгах"
династия (или, точнее говоря, род) Вольсунгов напрямую возводится к
самому Одину. Эти факты могут несколько прояснить смысл еще одного из
множества прозваний Одина – имени, которое переводится как "мерин".
Впрочем, мифов, исчерпывающим образом объясняющих это прозвище, до нас
не дошло.
Тацит упоминает о принятых у германцев обрядах гадания, связанных с
лошадьми: к примеру, по поведению коня предсказывали исход сражения.
Вообще, германцы всегда высоко чтили лошадей как священных животных, и
не исключено, что среди них долгое время просуществовал тайный
примитивный культ лошади, призванный обеспечить плодородие. Конину ели
только во время ритуальных жертвоприношений – и ни в каких иных
случаях. Согласно скандинавским источникам, с культом лошади были
связаны Фрейр, бог мужской плодовитости, и его сестра Фрейя,
покровительница вельв. Считалось, что они носят маски лошадей, а по
ночам разгуливают в обличье кобыл, пугая одиноких путников. Материковые
германцы чтили Водана как конского бога. Даже не так давно ходили слухи
о каком-то тайном обществе или магическом братстве "конских шептунов".
Возможно, это пережиток одного из древних лошадиных культов.
Участвовали лошади и в обрядах более грубого толка. Традиционным
орудием проклятия была "позорная жердь", или "жердь поношения", –
вбитый в землю кол, на верхушку которого насаживался конский череп.
Прибегнув к этому колдовскому приему, герой "Саги об Эгиле" изгнал из
Норвегии конунга и его жену.
Многие рунологи связывают руну Эваз с браком. Если разделить Эваз
пополам вертикальной чертой, образуются две руны Лагуз, а Лагуз
соотносится с любовью. Мне представляется, что Эваз имеет отношение не
только к браку, но и к партнерству вообще, а также к совместным
предприятиям любого рода. Эта руна способна связать двух человек
тесными узами взаимопомощи и взаимной приязни.
Таким образом, Эваз символизирует партнерство и сотрудничество
наподобие тех, что объединяют коня и всадника. В свете этого становится
понятно, почему другие мастера рун ассоциируют ее с плодовитостью и
браком: известно ведь, что лошади нежно заботятся о своем потомстве. К
тому же, спаривание лошадей – очень красивое зрелище: как правило,
жеребец обращается с кобылой бережно и ласково.
На психологическом уровне руна Эваз учит нас искусству приспособления.
Если Райдо – руна, тесно связанная с Эваз, – помогает нам взять
контроль над ситуацией в свои руки, то Эваз позволяет приспособиться к
ситуации и извлечь из нее всю возможную пользу. Как магическое средство
она привлекает удачу в любое совместное предприятие. В оккультных
практиках Эваз символизирует астральное или эфирное тело – ту часть
нашего "я", которую можно вывести за пределы физического тела. В
операциях вредоносной магии Эваз служит как руна оборотничества: с ее
помощью можно придать своему астральному телу облик лошади и в таком
виде совершить магическую атаку. Астральные сущности такого рода
называются "марами" (ср. англ. mare – "кобыла"). Связанную руну,
состоящую из Эваз и Эйваз, можно использовать для "охоты за душами": в
сочетании две эти руны помогают взывать к Водану в его ипостаси
предводителя Дикой охоты.
В гадании Эваз почти неизменно обозначает нечто, связанное с женским
началом; часто она символизирует мать или другую зрелую женщину. Такая
интерпретация основана не столько на мифах, сколько на опыте. Вообще
говоря, лошадь считается психологическим символом инстинктивных
побуждений, и руна Эваз, судя по всему, тесно связана с женским либидо.
В перевернутом виде эта руна нередко указывает на какую-то утрату или
разрыв отношений, а иногда – на вероломных друзей.
|
|
|
|