Ссылки
|
Мистерии и магия севера.Фрейя Асвинн.
&.
Эйваз
Германское название: Эйваз (Eihwaz)
Англосаксонское название: Эох (Eoh)
Древнескандинавское название: нет
Фонетическое соответствие: Э (E)
Традиционное значение: тис. Долгое время мне
было очень трудно наладить контакт с этой руной. Я глубоко признательна
Эдреду Торссону и Торольфу Уордлу, высказавшим идею о том, что тис –
это не что иное, как Иггдрасиль. Поскольку в этой книге я ставлю перед
собой задачу выразить свое личное понимание рун, приобретенное в
непосредственной работе с ними, я стараюсь ничего не списывать из
других руководств и не заимствовать идеи у других авторов. В тех же
случаях, когда избежать этого невозможно, я всегда это оговариваю и
приношу благодарность тем, кто подсказал мне удачную мысль. Далее в
этом разделе – за указанным исключением – представлены результаты моих
личных исследований.
Итак, Эйваз символизирует мировое древо – Иггдрасиль. Но помимо этого,
она также напоминает позвоночник – опору всего тела. Эйваз – это
духовный аналог позвоночника, точно так же как Иггдрасиль,
поддерживающий все мироздание, можно уподобить позвоночнику вселенной.
Позвоночник человека состоит из двадцати четырех позвонков (не считая
сращенных крестцовых и копчиковых), что сразу же вызывает ассоциацию с
двадцатью четырьмя рунами общегерманского футарка. Далее, Иггдрасиль
охватывает девять миров, восемь из которых можно соотнести с духовными
центрами тела, в традиционном оккультизме известными под восточным
названием "чакры" и отвечающими, по-видимому, за энергообмен между
духовным и физическим планами (на древнескандинавском эти передатчики
духовной энергии можно обозначить словом hvel – "колесо"; этот термин
употребляется в данном контексте и в трудах Рудольфа Горслебена).
Девятый же мир – Мидгард – соответствует физическому телу. Каждая
чакра, в свою очередь, соотносится с одной из основных желез внутренней
секреции. В оккультной традиции обычно выделяется семь чакр, но в моей
системе их восемь: кроме семи общеизвестных, я учитываю энергетический
центр, расположенный под ногами. Поставив чакры в соответствие восьми
мирам (кроме Мидгарда), их затем можно активизировать с помощью
определенных рун, перечень которых дан в главе 4. Поскольку эта техника
требует известных навыков и находится еще в стадии разработки, привести
конкретные результаты этой магической теории я пока не могу; скажу
лишь, что дерзанье – залог победы. Или не духом дерзанья прославились в
мире народы Севера?
А дерзанье, между прочим, самым непосредственным образом связано с
символикой этой руны. Эйваз традиционно ассоциируется с охотой, в
первую очередь – охотой с луком и стрелами, которые делали из тисового
дерева. А охота всегда была уделом смельчаков, особенно в древности.
Сила этой руны – в мощи и напористости. Под влиянием Эйваз можно очертя
голову броситься в любую авантюру. Это руна действия, борьбы,
настойчивости и выносливости. Эйваз – это пробный камень на пути мага.
По личному опыту могу сказать, что Эйваз нередко появляется в раскладе
тогда, когда кверент выражает сомнения по поводу какого-либо
предприятия. В таких случаях она неизменно советует идти на риск.
"Дерзай!" – говорит она.
Связь этой руны с испытанием, которому подвергся Один на ветвях
Иггдрасиля, отразилась в одной народной голландской игре – Paaltje
Zitten, что можно перевести как "сидение на столбе". Именно в этом она
и заключается. В землю вкапывают огромные столбы, мужчины взбираются
наверх и сидят там, сколько выдержат. Цель состязания, само собой, –
продержаться дольше всех. Не слишком ли дерзко с моей стороны
предположить, что эта игра – пережиток какого-то древнего, ныне
забытого ритуала? А во Фризии – области, в эпоху родоплеменной старины
охватывавшей целый ряд северных и южных провинций Голландии, –
существовал иной, гораздо более древний обычай. Когда стране угрожала
опасность, от поселения к поселению носили деревянный меч из
обожженного тиса. Археологи нашли во Фрисландии один такой тисовый меч,
датируемый восьмым веком.
Определить, с какой стихией связана Эйваз, не так-то просто, поскольку
Иггдрасиль объединяет в себе частицы всех стихий. Но корни его уходят в
землю, а ветви простираются в небо, так что главными стихиями руны
Эйваз следует считать воздух и землю.
С Эйваз ассоциируются два бога – Один и Улль. О связи Одина с
Эйваз-Иггдрасилем мы уже знаем: этот бог превзошел ограничения жизни и
смерти и вкусил от обоих этих состояний, пребывая между ними во время
испытания на древе. Именно благодаря этой жертве Один обрел знание рун,
а также стал вождем Дикой охоты – получил способность свободно
путешествовать между мирами жизни и смерти. Улль же связан с этой руной
по той причине, что его почитали как бога охоты. Луки делали из тиса, а
обиталище Улля носит имя Идалир, что означает "Долина тисов". Далее,
Один и Улль противостоят друг другу, а, следовательно, и дополняют друг
друга. В одном мифе (более древнем, чем эддические) повествуется о том,
как Улль (или Митодин) свергает и изгоняет Одина. Это происходит в день
осеннего равноденствия, после чего Улль воцаряется над миром и правит
всю зиму. А в день весеннего равноденствия Один берет над ним верх и
властвует над миром до следующей битвы – до очередного осеннего
равноденствия. Этот миф связан с годовым циклом сельскохозяйственных
работ.
Как мы помним, руна Йера отмечает поворотную точку, в которой инволюция
(нисхождение духа в материю) уступает место эволюции (восхождению
материи к духу). Эйваз – движущая сила эволюции на данном этапе
космологического процесса. Сообразуясь с состоянием мироздания на
данный момент, Один приносит себя в жертву на ветвях Иггдрасиля. Первым
из всех живых существ совершив добровольный шаг по пути эволюции, он
превзошел себя и преобразился из Игга в Одина. На психологическом
уровне Эйваз нередко ставит человека в трудное положение. Под ее
влиянием мы попадаем в некое "подвешенное" состояние, вызванное либо
противоречивыми эмоциями, которые необходимо примирить, объединить и
превзойти, либо сложным выбором между двумя равноценными
противоположностями.
Эйваз – одна из самых могущественных рун, способных послужить стержнем
связанной руны. Самый красивый символ, какой мне когда-либо доводилось
видеть, – это Йера, обвивающая Эйваз. Медитация на такую связанную руну
возвышает и очищает дух.
Для воззвания к Уллю как нельзя лучше подходит сочетание рун Эйваз и
Вуньо. Чтобы использовать Эйваз в магической операции, визуализируйте
эту руну, ощутите ее внутри себя – от головы до "хвоста" – и соедините
это ощущение со своим желанием свободно перемещаться на всем внутреннем
пространстве от бессознательного до высшего сознания. В процессе этого
вбирайте и усваивайте информацию, поступающую от обоих этих предельных
состояний сознания. Это не так трудно, как может показаться на первый
взгляд, поскольку эти состояния отражаются друг в друге, что
символически проявлено в самой форме руны Эйваз: если разделить ее
пополам горизонтальной чертой, то образовавшиеся половинки – прямая и
перевернутая руны Лагуз – окажутся зеркальным отражением друг друга.
|
|
|
|