Лучший способ похвастаться своим компьютером перед
друзьями - заставить его разговаривать или показать
видеоклип. Неудивительно, что в стремлении произвести
впечатление на читателей некоторые web-авторы размещают на
своих серверах мультимедийные объекты. Множество студий
грамзаписи, киностудий, радио- и телевизионных станций и даже
рок-групп уже оценили рекламные выгоды, которые дает
публикация в Web аудио- и видеоклипов.
Несмотря на очевидную привлекательность,
мультимедиа-публикации в Web в настоящее время сопряжены со
значительными проблемами, главная из которых - повышенные
требования к скорости передачи данных в каналах связи и
размеру дискового пространства. Ограниченная скорость обмена -
основная проблема при публикации мультимедийных файлов. Пути
ее решения ищут телефонные компании и компании кабельного
телевидения. Производители программного обеспечения делают
значительные инвестиции в разработку приложений, связанных с
отраслью мультимедиа. Большие средства также вкладываются в
создание и улучшение форматов звуковых и видеофайлов, которые
позволят захватить рынок мультимедиа-публикаций. Реальное
распространение мультимедиа в Internet ожидает нас буквально
за углом, однако это очень большой угол… В этой главе
описываются распространенные в Web форматы звуковых и
видеофайлов, а также методы их создания и публикации.
Публикация звуковых файлов Низкая цена звуковых
карт и бум мультимедиа-компьютеров сделали включение звука в
web-документы совершенно рядовым явлением. Благодаря
спецификациям MIME (Multipurpose Internet Mail Extensions -
многоцелевое расширение почтового сервиса Internet) можно
легко включать в web-документы звуковые файлы, которые будут
воспроизводиться web-броузером с помощью внешних приложений
(helper application). Например, броузеры Netscape Navigator и
Mosaic могут проигрывать некоторые звуковые файлы
непосредственно из Web и позволяют пользователю определить
вспомогательные приложения для воспроизведения
неподдерживаемых форматов аудио- и видеофайлов.
Несмотря на то, что включенные в web-документ аудиоклипы
сможет услышать большинство читателей, цифровой звук остается
довольно новой технологией в Internet. Загрузка и
воспроизведение больших звуковых файлов занимает очень много
времени, часто приводит к странным результатам и требует
значительных ресурсов компьютера. Аудиофайл продолжительностью
в одну минуту зачастую имеет объем, превышающий 1 Мб.
Вставлять в web-страницу ссылку на аудиоклип стоит только при
полной уверенности, что это необходимо для достижения ваших
целей. Не разочаровывайте читателей, которым придется
потратить массу времени и места на диске, чтобы прослушать ваш
звуковой файл.
Основы цифрового звука: разрядность и частота
выборок Прежде чем переходить к созданию своих
аудиоклипов, необходимо уяснить несколько основополагающих
концепций цифрового звука. Это поможет вам понять принципы
работы со звуком в цифровой форме и выбрать наиболее
подходящий в конкретной ситуации формат файла.
Первое понятие - разрядность выборки (sample depth) -
относится к количеству возможных дискретных уровней амплитуды
сигнала на выходе аналого-цифрового преобразователя (АЦП).
Представленная в битах, разрядность выборки соответствует
динамическому диапазону (span) между уровнями сигнала,
соответствующими самому тихому и самому громкому звуку.
Например, 8-битная выборка обеспечивает 256 дискретных
значений уровня сигнала, а 16-битная - 65 536. Очевидно, что
чем больше разрядность выборки, тем лучше качество звука.
Каждый бит соответствует приблизительно 6 децибелам (децибел -
единица измерения интенсивности звука, основанная на
чувствительности человеческого уха к звуковому давлению,
обозначается как дБ) динамического диапазона при звукозаписи.
Следовательно, 8-битные аудиофайлы обеспечивают динамический
диапазон 48 дБ - хуже, чем записи на магнитных лентах, однако
16-битные дают те же 96 дБ динамического диапазона, что и
лазерные компакт-диски.
Еще одно важное понятие - частота дискретизации
(sampling rate), с которой в АЦП производятся измерения
амплитуды звукового сигнала. Частота дискретизации определяет
самую высокую частоту звука, которая может быть записана и
воспроизведена. Поэтому чем выше частота дискретизации, тем
ближе цифровая копия к аналоговому оригиналу. Этот параметр
измеряется в герцах (Гц), то есть циклах в секунду. В звуковом
файле с частотой дискретизации 22 кГц записана
последовательность значений амплитуды сигнала, которые
измерялись 22 000 раз в секунду. Это значит, что максимальная
частота звука при воспроизведении этого файла может составлять
11 кГц, поскольку она всегда вдвое меньше частоты выборок.
При подготовке звуковых файлов к публикации в Web имейте в
виду, что не всегда оправдано использовать максимально
возможные частоту дискретизации и разрядность оцифровки. Чем
больше значение этих параметров, тем больший объем занимают
звуковые файлы на диске, и тем больше должна быть скорость
подключения к Internet у вас и ваших читателей. Одна минута
монофонического звучания при 8-битной оцифровке и частоте
дискретизации 8 кГц занимает на диске примерно 150 Кб, в то
время как 16-битный стереофайл с той же продолжительностью и
частотой дискретизации 44,1 кГц может вырасти до 10 Мб.
Поскольку большинство людей способно слышать звуки в диапазоне
от 15 Гц до 20 кГц, вряд ли стоит использовать частоту
дискретизации, превышающую стандартное для лазерных дисков
значение 44,1 кГц. Впрочем, и эта частота понадобится лишь для
самых высококачественных записей. Если же звуковой файл
содержит в себе только речь, вполне достаточно 8-разрядной
оцифровки с частотой 8 кГц.
Форматы звуковых файлов При распространении
каждой новой технологии для нее неизбежно появляется множество
различных форматов. Иногда кажется, что каждый производитель
аппаратного обеспечения разработал свой собственный способ
записывать и воспроизводить звуковые файлы, и каждый из этих
способов требует наличия специальной программы для вывода
звука на динамик. К счастью, совсем необязательно становиться
экспертом по звуковым форматам, чтобы заставить говорить свои
web-документы. Путаница со стандартами оказала лишь небольшое
влияние на Internet. В следующих разделах описываются самые
распространенные в Web форматы звуковых файлов: Audio (AU),
используемый на рабочих станциях Sun, AIFF, применяющийся на
платформе Macintosh и, наконец, формат Microsoft Waveform
(WAV), распространенный на IBM-соместимых персональных
компьютерах.
Иногда вам могут встретиться и файлы в других форматах,
например, с расширениями .voc или .iff. Расширение .voc
означает voice - голос. Этот формат используется по
умолчанию в звуковых картах SoundBlaster. Файлы с расширением
.iff обычно записаны в формате, характерном для компьютеров
Amiga. Этот формат не является стандартным для Internet и его
стоит избегать. Преобразование файлов в формате .voc описано
ниже в этой главе.
Совет Если вы хотите узнать подробнее о форматах
звуковых файлов, алгоритмах сжатия и других вопросах,
связанных с обработкой цифрового звука, введите URL
ftp://ftp.cwi.nl/pub/audio/AudioFormats/ и загрузите файлы с
ответами на часто задаваемые вопросы под названием Audio
Formats.part1 и Audio Formats.part2. Такую же информацию можно
найти на узле ftp://rtfm.mit.edu/pub/usenet/news.answers/audio-fmts/.
µ-law: звуковой формат компаний Sun/NeXT Наиболее
распространенным в Web и единственным действительно
аппаратно-независимым звуковым форматом является µ-law
(произносится как мю-лоу), часто его называют форматом
Sun/NeXT. Такие файлы обычно имеют расширение .au, иногда
используется расширение .snd. Это может привести к путанице,
поскольку звуковые файлы Macintosh тоже часто имеют расширение
.snd.
Формат µ-law позволяет использовать различную разрядность
выборки и частоту дискретизации. Обычно в звуковых файлах Sun
Audio содержатся 16-битные выборки со сжатием, однако в
Internet более распространен 8-битный µ-law. Широкое
распространение восьмибитных звуковых файлов связано с тем,
что они обеспечивают приемлемое качество звучания и имеют
относительно небольшой объем - очень важный параметр при
публикации в Internet мультимедиа-файлов. Большинство
коммерческих звуковых редакторов для Windows не поддерживают
формат µ-law, однако с ним может работать множество
условно-бесплатных (shareware) программ, например, редактор
GoldWave.
Звуковой формат Waveform (WAV) Waveform
(переводится как «форма сигнала») является патентованным
форматом, разработку которого финансировали Microsoft и IBM.
Поддержка этого формата была введена в систему Microsoft
Windows 3.1. Формат WAV фактически является подмножеством
разработанного Microsoft формата обмена ресурсными файлами
(Resource Interchange File Format - RIFF). Поэтому в
некоторых звуковых редакторах формат Waveform (.WAV)
рассматривается как подтип формата RIFF. В формате WAV могут
сохраняться стерео- или монофонические файлы с разрядностью
выборки 8 или 16 бит. Если вы включите в свои web-документы
звуковые файлы в формате WAV, то скорее всего, их смогут
услышать только пользователи Windows. В большинстве случаев
следует конвертировать эти файлы в формат AU (подробности см.
в разделе этой главы «Преобразование звуковых файлов»).
Формат обмена звуковыми файлами
AIFF Разработанные компанией Apple, форматы AIFF (Audio
Interchange File Format) и AIFC (AIF-Compressed - сжатый)
являются «родными» для платформы Macintosh. Файлы AIFC обычно
могут воспроизводиться и редактироваться с помощью приложений,
поддерживающих формат AIFF, и обеспечивают коэффициент сжатия
6:1, правда, за счет ухудшения качества звука. Формат AIFF
также является стандартным для рабочих станций компании
Silicon Graphics, например, SGI Indy. Многие плееры звуковых
файлов, работающие на различных платформах, могут
воспроизводить файлы в формате AIFF. К ним относится,
например, большинство условно-бесплатных звуковых редакторов и
плееров для Windows, включая GoldWave, WHAM (Waveform Hold And
Modify) и PLAYANY (Windows Play Any File).
Звуковой формат MPEG MPEG - аббревиатура от
Moving Pictures Experts Group (Группа экспертов по движущимся
изображениям). Эта организация занимается разработкой
стандартов компрессии для цифрового видео и звука. Такие
форматы, как правило, требуют использования кодеков
(кодеров/декодеров). Стандарт MPEG постоянно развивается, и
похоже, что он будет играть одну из ведущих ролей в
распространении мультимедиа-файлов посредством компьютерных
сетей.
Существует четыре версии кодека MPEG, которые обозначаются
как MPEG-1 - MPEG-4. В Internet наиболее часто используется
версия MPEG-1, хотя по мере развития коммуникационных
технологий будут внедряться и остальные варианты. Стандарт
MPEG-1 определяет три уровня, каждому из которых соответствует
свой собственный формат. Усложненные алгоритмы более высокого
уровня требуют более длительного времени работы, однако
обеспечивают более высокие степени сжатия при сохранении
практически точного соответствия оригиналу. Уровень I
обеспечивает самую высокую скорость кодирования, а
уровень III дает наибольшую степень сжатия при
сопоставимом качестве звука. Для звуковых файлов наиболее
часто используется MPEG-1 уровня II (расширения файлов
.MP2 или .mp2), однако начинают появляться продукты,
обеспечивающие сжатие и воспроизведение файлов в формате
MPEG-1 уровня III. Оба уровня основаны на
психоакустических моделях, которые обосновывают выбор
частотных составляющих сигнала, которые могут быть отброшены
без ущерба для субъективного восприятия качества звучания.
Файлы MPEG-1 уровня II сохраняют практически неотличимое
от несжатого оригинала качество звучания при степени сжатия от
5:1 до 12:1.
Для записи и воспроизведения звуковых MPEG-файлов
необходимы соответствующие программные продукты. Аудио- и
видеофайлы в формате MPEG отличаются друг от друга, каждый тип
требует специального плеера. В разделе этой главы под
названием «Видеоформат MPEG» можно найти информацию о
видеостандарте MPEG.
Совет Можно найти условно-бесплатные аудиоплееры
MPEG-файлов, однако пакеты для записи таких файлов, как
правило, распространяются на коммерческой основе. Компания
Xing Technologies распространяет свой MPEG-аудиоплеер на
условиях shareware. Его можно переписать с узла ftp://ftp.iuma.com/audio_utils/mpeg_players/Windows/.
Файл называется mpgaudio.exe.
Включение звуковых файлов в web-страницу Для
размещения на web-страницах ссылок на звуковые файлы
используется точно такой же HTML-синтаксис, как и для создания
обычных гиперссылок на документы или изображения. Единственное
отличие заключается в расширении указываемого файла. Таким
образом, ссылка на звуковой файл выглядит в HTML-коде
следующим образом:
<A HREF = URL/soundfile.au>hyperlink</A>
Вместо символов «URL» указывается местоположение файла,
включая полный путь к нему. Строка «soundfile.au» заменяется
именем звукового файла. Ниже приведен пример гиперссылки на
звуковой файл, в которую включен альтернативный текст для
символьных броузеров.
Лучше всего публиковать звуковые файлы в формате AU, чтобы
читатели могли их прослушать прямо в броузере. При
использовании других форматов файл должен быть загружен на
компьютер и открыт вспомогательным приложением.
Можно вставить ссылку на звуковой файл, расположенный на
другом узле Web. Это иногда бывает выгодно с точки зрения
экономии места на диске или по каким-либо другим причинам.
Однако при этом файл, на который вы ссылаетесь, может
измениться без вашего ведома. При использовании таких ссылок
необходимо периодически проверять доступность звукового файла
на удаленном узле.
При создании архива звуковых файлов в виде ссылок на них в
web-документе, позаботьтесь о том, чтобы отметить тип
информации в данном файле с помощью особого значка. Можно
использовать изображения громкоговорителя, нотного знака или
уха. Ниже приведен пример ссылки на локальный звуковой файл,
расположенный в каталоге sounds и отмеченный значком
speaker.gif из каталога icons.
Совет Следует убедиться в том, что у читателей, на
которых вы ориентируетесь, есть соответствующие плееры. Если
вы не уверены в том, что все смогут прослушать ваши звуковые
фрагменты, разместите в документе указатель на местонахождение
плеера, который каждый сможет переписать.
Источники звуковых файлов Подобно компаниям,
продающим коллекции рисунков и оцифрованных фотографий,
существуют фирмы, поставляющие звуковые файлы. Короткие
предварительно отредактированные звуковые клипы,
предназначенные для использования в мультимедиа-продуктах,
иногда называют бамперами (bumpers). К сожалению, многие
аудиофайлы в таких коллекциях слишком низкого качества. Однако
поставляемая компанией Cambium Development коллекция Sound
Choice содержит только высококачественные звуковые эффекты и
музыкальные файлы. Эта коллекция поставляется в виде лазерных
дисков, на которых присутствуют от 25 до 30 музыкальных файлов
в различных стилях, включая классику, джаз, латиноамериканскую
музыку, нью-эйдж и т. д. Файлы имеют форматы Waveform,
midi и CD audio. Музыкальные отрывки записаны и сведены на
высококлассном студийном оборудовании и исполняются специально
приглашенными музыкантами. Можно заказать бесплатный
демонстрационный компакт-диск под названием Sound Choice Lite
по телефонам 800-231-1779 или 914-472-6246. Этот диск включает
23 звуковых клипа. Еще один производитель качественных
аудиоклипов - компания Prosonus, которая поставляет лазерный
диск под названием MusicBytes, который содержит более сотни
звуковых и музыкальных файлов.
Мультимедиа-продукты, как правило, поставляются с
многочисленными образцами звуковых файлов. Например, Media
Studio фирмы Ulead и HSC InterActive представляют собой
недорогие (менее $200) комплекты мультимедийных программ,
включающих в себя звуковой редактор и более сотни звуковых
клипов.
Звуковые файлы можно найти на многих узлах Web. Проблема с
такими файлами состоит в том, что многие из них не отличаются
хорошим качеством, и кроме того, сложно определить, какие из
них скопированы незаконно. Так что аудиоклипы из Internet
можно использовать только на свой страх и риск. Конечно, можно
встроить в свой документ лишь ссылку на удаленный архив. Ниже
приводится список web-узлов, на которых можно обнаружить
аудиоклипы. То, что здесь приведены эти адреса, вовсе не
значит, что вы можете публиковать скопированные с них файлы на
своем web-узле. Однако можно поэкспериментировать с этими
файлами, даже не включая их в свои web-страницы.
URL Описание
http://ns2.rutgers.edu/sounds/
Коллекция AU-файлов Боба Менде (Bob Mende).
Звуковые файлы разделены по нескольким
каталогам. Здесь можно найти музыку, фрагменты
кинофильмов, голоса животных и персонажей
мультфильмов, бытовые звуки, телефонные звонки
и звуки из сериала «Звездный путь» (Star Trek).
http://www.acm.uiuc.edu/rml/Sounds/
Большая коллекция AU-файлов, многие из которых
представляют собой звуки из кино- и мультиплика-
ционных фильмов, включая «Кролика Роджера»,
«Рен и Стимпи», «Бевис и Батхед». Есть здесь
и другие клипы, например, компьютерные эффек-
ты, голоса динозавров, бытовые шумы, музыка,
цитаты, рождественские гимны и многое другое.
http://sunsite.unc.edu/pub/multimedia/sun-sounds/
Университет Северной Каролины в Чапел Хилл
представляет множество файлов в формате AU,
включая голоса птиц, героев мультфильмов,
фрагменты комедий, боевиков, рекламных
роликов, компьютерные эффекты, бытовые шумы,
звуки из сериалов «Звездный путь» (Star Trek)
и «Звездный путь-2» (Star Trek the Next Genera-
tion), фразы, крики, звуковые дорожки, голоса
китов, отрывки телепрограмм и многое другое.
Есть файлы и в формате Waveform, они располо-
жены в каталоге PC Sounds.
http://www.cmf.nrl.navy.mil/radio/byte_RTFM.html
Небольшие звуковые фрагменты добавляются к
коллекции этого узла практически каждый день.
Большинство из них представляет собой отдель-
ные слова или короткие фразы, многие связаны с
компьютерами.
http://web.msu.edu/vincent/general.html
Библиотека голосов Винсента (MSU Vincent Voice
vincent/general.html Library) состоит из AU-файлов с голосами извест-
ных личностей, таких как Айзек Азимов (Isaac
Asimov), Джордж Вашингтон Карвер (George
Washington Carver), Амелия Эрхарт (Amelia Ear-
hart), Бетти Форд (Betty Ford), Уилл Роджерс (Will
Rogers) и Бэйб Руф (Babe Ruth).
http://www.eecs.nwu.edu/~jmyers/sun_sounds/
Различные звуковые файлы в формате AU: лай,
звон, бульканье, щебетанье птиц, мычание, удары,
колокольчики, падающие капли, льющаяся вода,
удары гонга, смех, кукареканье, космические
звуки, телефонные звонки - и все это в различ-
ных вариациях.
http://155.187.10.12/sounds/ воробья.
Голоса разнообразных птиц - от какаду до
Можно найти звуковые файлы и в некоторых телеконференциях,
например alt.binaries.sound. Такие файлы часто закодированы в
текстовом формате и перед воспроизведением должны быть
декодированы утилитой uudecode. В этой телеконференции файлы
меняются каждый день. Большинство из них разбито на части,
которые необходимо перед декодированием собрать в единое
целое. Если у вас есть программа для чтения почты, которая
делает это автоматически (например, текстовая программа tin
или графическая WinVN), это не составит труда. Если этих
программ у вас нет, соберитесь с духом и почитайте файл
ответов на часто задаваемые вопросы (FAQ) для данной
телеконференции.
Редакторы аудиофайлов и другие средства работы со
звуком Процесс преобразования звука из аналоговой формы
в цифровую называют оцифровкой или дискретизацией (sampling).
Оцифровка и редактирование звуковых файлов - не слишком
сложный процесс. Большинство звуковых карт, например
великолепная MultiSound Monterey фирмы Turtle Beach,
стандартный SoundBlaster фирмы Creative Labs и совместимые с
ним карты других фирм (например, Media Vision Pro Audio
Studio), поставляется вместе с программным обеспечением,
необходимым для создания и редактирования звуковых файлов. Чем
лучше карта и звуковой редактор, тем выше качество полученного
в результате файла. На нижнем конце шкалы находится
поставляемый с Windows 95 Фонограф (Sound Recorder),
который позволяет микшировать и редактировать звуковые файлы,
добавляя в них несколько специальных эффектов, например, эхо и
реверс. В этом редакторе продолжительность звучания файла
ограничена одной минутой. Можно, конечно, вырезать и соединять
клипы, чтобы получить более длинный файл, однако куда приятнее
пользоваться действительно высококлассным звуковым редактором.
Создание звуковых файлов Возможность создания
звуковых файлов и их качество зависят от возможностей
установленного у вас оборудования. Аудиофайлы записываются на
персональном компьютере с помощью звуковой карты и источников
сигнала, таких как микрофон, магнитофон или синтезатор.
Надежнее всего сохранять файлы в формате Sun Audio (.au) с
помощью команд Export или Save As. В зависимости от
предполагаемой аудитории, можно также использовать форматы
Microsoft Waveform, Apple AIFF или MPEG audio (.mp2). В
следующих разделах описываются несколько терминов и процессов,
связанных с оцифровкой и редактированием звука.
Частота дискретизации Как уже упоминалось выше,
большинство современных звуковых карт обеспечивают разрядность
выборки 16 бит или более, однако существует значительное
количество более старых 8-битных звуковых карт. Чем больше
количество разрядов, тем выше качество звука. Восьмибитная
оцифровка позволяет представить 256 возможных уровней
амплитуды сигнала, а 16-битная - 65 536 уровней. На
некоторых узлах Internet все клипы представлены в двух
вариантах (уровнях качества), что позволяет пользователю
сделать выбор самому. Читатель при желании может получить
высококачественный 16-битный стереофайл, однако, если он не
хочет тратить на это время или не имеет звуковой карты,
которая позволит воспользоваться преимуществами такого
формата, у него есть возможность выбрать значительно более
компактную версию этого клипа в 8-битном моноформате.
Звуковые редакторы обеспечивают выбор требуемой частоты
дискретизации. Термином частота дискретизации (sampling rate)
обозначают количество циклов записи значений амплитуды сигнала
за одну секунду разворачивающийся список
выбора частоты дискретизации в звуковом редакторе GoldWave.
Чем выше частота дискретизации, тем больше цифровая копия
приближается к своему аналоговому оригиналу. Этот параметр
измеряется в герцах (Гц). Частоты, воспринимаемые человеческим
ухом, обычно лежат в диапазоне от 15 Гц до 20
000 Гц. Если в звуковом файле содержится только речь,
можно установить частоту выборок от 4000 до 8000 Гц.
Различные звуки должны записываться с частотой дискретизации
от 11 025 до 22 050 Гц. Если же вы собираетесь записывать
музыку, необходимо использовать частоту не ниже 22
050 Гц.
При включении звуковых файлов в web-документы не теряйте
чувства меры. У большинства читателей просто не хватит
терпения загружать стереофайл с высокой частотой
дискретизации. Особенно их разозлит, если в конце концов
окажется, что это было просто речевое сообщение, для которого
высокого качества записи не требуется. Однако верно и обратное
- интересные файлы низкого качества сослужат вам плохую
службу.
Редактирование звука и специальные
эффекты Аудиоредакторы, как правило, имеют режим
визуального представления звуковых колебаний, поэтому не
составляет труда перенести в нужное место какой-либо фрагмент
или вставить паузу. Подобно графическим фильтрам для обработки
изображений, существуют звуковые фильтры, с помощью которых
можно добиться специальных эффектов звучания. Эти фильтры, как
правило, реализуются на основе алгоритмов цифровой обработки
сигналов (Digital Signal Processing, DSP) и могут создавать
затухание, задержку, реверберацию, смешивание, коррекцию
тембра и различные искажения.
Редактирование звуковых файлов требует крайне высокой
точности. Некоторые редакторы поддерживают временные коды
SMPTE. Эта функция напоминает секундомер, отображающийся на
экране профессионального видеомонтажного оборудования для
точного определения момента склейки фрагментов. Такие
временные коды просто незаменимы, например, для синхронизации
двух музыкальных фрагментов.
Особенно пригодятся дополнительные возможности
редактирования при создании звуковых дорожек к видео- и
анимационным клипам. Некоторые редакторы звука обеспечивают
удобное средство сжатия или растягивания аудиофрагмента. Этот
инструмент полезен, например, в случае, если видеофрагмент
имеет продолжительность 15 секунд, а звуковая дорожка к
нему - 20 секунд. Редактор Wave for Windows фирмы Turtle
Beach Software позволяет выделить звуковой фрагмент и
растянуть или сжать его, выбрав при этом один из трех уровней
точности.
Что делать при необходимости наложить на видеофайл свою
звуковую дорожку? Программный продукт Sound-Track фирмы Access
Softek представляет собой пакет для редактирования звуковых
файлов в формате AVI/WAV. С его помощью можно удалить,
заменить и микшировать звуковые дорожки формата WAV в любых
видеофайлах формата AVI. CD-ROM с пакетом Sound-Track включает
сотни примеров AVI- и WAV-файлов и стоит менее $50. Это
великолепный инструмент для озвучивания видеофайлов.
Преобразование звуковых файлов Чтобы
конвертировать WAV-файл в стандартный формат AU, его нужно
«перевести» с языка одного формата на другой. Это можно
сделать с помощью одной из широко распространенных
условно-бесплатных программ, например, GoldWave или WHAM. Если
сохранить звуковой фрагмент в формате AU или экспортировать
его в этот формат, можно быть уверенным, что любой
пользователь компьютера со звуковыми возможностями сможет этот
файл услышать. В большинстве случаев для преобразования файлов
достаточно воспользоваться командой звукового редактора Export
или Save As. Чуть более сложный метод - воспользоваться
DOS-утилитой под названием SOX (Sound Exchange). SOX может
работать со многими форматами звуковых файлов, ее можно найти
по адресу ftp://ftp.cwi.nl/pub/audio/sox10dos.zip.
Самой распространенной в мире персональных компьютеров
является звуковая карта SoundBlaster фирмы Creative Labs. Для
этой карты разработан собственный формат звуковых файлов,
которые имеют расширение .voc. При необходимости опубликовать
в Web файлы в формате SoundBlaster преобразуйте их в формат
Sun AU с помощью работающей в DOS утилиты sunvoc.exe. Этот
конвертер можно переписать с FTP-узла компании Creative Labs,
введя следующий URL: ftp://ftp.creaf.com/pub/creative/files/misc/sunvoc.exe.
Количество условно-бесплатных программных продуктов растет
очень быстро. Чтобы узнать о последних версиях таких звуковых
редакторов, поищите на следующих узлах:
Публикация видеороликов Видео почти мгновенно
выросло из коротких штанишек и быстро входит в эпоху юности. В
настоящее время эта технология переживает сложный переходный
возраст. Она пока неуклюжа и непокорна, однако обещает многого
добиться в жизни. В следующих разделах мы коснемся технологии
сжатия видеоинформации, рассмотрим стандартные форматы
видеофайлов и расскажем о том, что необходимо для создания и
публикации оцифрованных видеоклипов на вашем Web-узле.
Видео кодеры/декодеры и стандартные форматы
видеофайлов В различных источниках, посвященных
цифровому видео, часто упоминается так называемое
«вещательное» качество сигнала. Этот термин относится к
видеосигналам, записанным в стандарте NTSC (National
Television Standards Committee) с разрешением 640 на 480
пикселей при 30 кадрах в секунду с чересстрочной разверткой,
т. е. когда сначала выводятся четные строки изображения, а
затем - нечетные. В результате каждый кадр разбивается на
два поля, которые сменяют одно другое 60 раз в секунду. В мире
используются и другие видеостандарты, например PAL или SECAM,
однако стандарт NTSC распространен наиболее широко 1.
В сфере цифрового видео нельзя и шага ступить, не
натолкнувшись на термин кодек (codec), которым обозначают
алгоритмы компрессии/декомпрессии, используемые для сжатия и
последующего воспроизведения видеофайлов. Чтобы создавалось
впечатление плавного движения, необходима частота хотя бы 30
кадров в секунду. Один кадр 24-битного видео в несжатом виде
занимает около мегабайта дискового пространства. Значит,
видеофрагмент продолжительностью в одну секунду займет
примерно 30 Мб. Существуют методы уменьшения этого огромного
потока данных, заключающиеся в сокращении количества цветов,
размера изображения и кадровой частоты, однако все они
приводят к ухудшению качества изображения. Поэтому ясна
необходимость такого кодека, который позволил бы сжимать
видеоинформацию до разумного размера, позволяющего пересылать
видеофайлы через Internet, причем без заметной потери качества
при декодировании и воспроизведении. Видеофайлы представляют
собой, пожалуй, самые большие объекты из всех, которые вы
можете встретить в Сети. На некоторых узлах Web можно найти
видеоклипы размерами более 12 Мб.
Стандартными в Internet являются форматы MPEG и QuickTime.
Поскольку все больше пользователей работают в сети на
персональных компьютерах под Windows, скорее всего между этими
двумя форматами втиснется третий - Windows AVI. В следующих
разделах описаны наиболее распространенные в Сети кодеки и
форматы видеофайлов.
Видеоформат MPEG Аббревиатура MPEG
расшифровывается как Motion Picture Experts Group (Группа
экспертов по движущимся изображениям). Некоторую путаницу
вносит то, что термин MPEG применяют как к кодеку, так и к
формату звуковых и видеофайлов. Существует два варианта
кодеков MPEG - MPEG-1 и MPEG-2. MPEG-1 является стандартом для
Internet, MPEG-2 представляет собой видеостандарт высокого
класса, обеспечивающий вещательное качество изображения.
Формат MPEG-1 обеспечивает разрешение 352ґ240 точек при 30
кадрах в секунду. Чтобы посмотреть в таком режиме фильм на
экране персонального компьютера, необходимо иметь специальную
плату, обеспечивающую аппаратное декодирование MPEG-файлов. В
последнее время появилось достаточно много видеокарт, которые,
помимо всего прочего, оснащаются микросхемами MPEG-декодеров.
Файлы, записанные в формате MPEG, как правило, имеют
расширение .mpg. В алгоритме компрессии MPEG используются так
называемое предсказание (predictive calculation). Это значит,
что содержимое текущего кадра используется для прогнозирования
последующих. При этом прямое редактирование видео в формате
MPEG становится невозможным.
MPEG обеспечивает компрессию и декомпрессию видео и звука с
одинаково высокой скоростью. Именно благодаря скорости и
сверхвысокой степени сжатия этот формат получил
распространение в Internet. MPEG обеспечивает поток
оцифрованных видеоданных со скоростью от 1,2 до 1,5 Мб в
секунду при степени сжатия более чем 50:1 без заметного
ухудшения качества изображения. Достижима степень сжатия
200:1, однако при этом, если только не используется аппаратура
очень высокого класса, страдает качество изображения. Стандарт
MPEG обеспечивает высочайшую степень сжатия данных и в то же
время - наилучшее качество видеофильмов. Это звучит
прекрасно, но у медали есть и оборотная сторона: все
достоинства MPEG основаны на аппаратной компрессии данных.
Самый большой недостаток этого стандарта - высокая стоимость
аппаратуры. Стоимость создания видеофрагментов в формате MPEG
обсуждается ниже.
MPEG-плеер можно переписать с узла ftp://gatekeeper.dec.
com/pub/micro/msdos/win3/desktop/. 32-битная версия находится
в файле mpeg32wg.zip, а 16-битная версия назы-вается
mpgwin.zip.
Формат QuickTime Родившийся в команде
разработчиков Apple, формат QuickTime может содержать любые
комбинации видео, звука, анимации, MIDI, текста и даже
интерактивные команды. QuickTime иногда называют форматом для
кино (movie), поэтому файлы этого формата обычно имеют
расширение .mov. В отличие от MPEG, файлы в формате QuickTime
могут редактироваться. QuickTime поддерживает несколько
алгоритмов компрессии/декомпрессии, включая Photo (JPEG),
Animation и Graphics, Apple Video, Cinepak, Indeo 3.2,
MPEG, YUV, Kodak Photo CD и так далее. Каждый из этих кодеков
используется для сжатия определенного типа данных. Еще недавно
файлы в формате QuickTime можно было создавать только на
компьютерах Macintosh, однако в настоящее время доступны
пакеты типа Adobe Premiere для Windows, позволяющие работать с
этим форматом и на платформе PC. Пакет Autodesk Animator также
позволяет работать с форматом QuickTime.
QuickTime родился на компьютерах Macintosh, и его файлы
имеют другую структуру, чем более привычные нам файлы DOS.
Основное отличие файла QuickTime состоит в том, что фактически
он представляет собой взаимосвязанную пару (fork) - файл
ресурсов и файл данных, которые необходимо соединить вместе
для работы на платформе IBM PC. Процесс преобразования
оригинальных файлов QuickTime для работы на другой платформе
называется выравниванием (flattening). Иногда переносимый
QuickTime-файл называется «выровненным» (flattened) файлом
QuickTime. При «выравнивании» таких файлов видео и звук
сливаются в единый файл.
Последняя версия (2.0) плеера QuickTime для Windows фирмы
Apple недоступна в Internet. Этот пакет является коммерческим,
однако его нельзя купить, что называется, «без нагрузки». В
настоящее время плеер QuickTime 2.0 продается фирмой Apple в
различных комплектах, куда входят поддерживающие этот формат
продукты третьих фирм (например, библиотеки видеоклипов) или
другие приложения типа Adobe Premiere для Windows. Плеер
QuickTime 2.0 также можно приобрести через сеть CompuServe в
форуме Apple Developer менее, чем за $10. Можно также
приобрести QuickTime для Windows в составе комплекта
разработчика QuickTime Development Kit для Windows. Бесплатно
можно получить только предыдущую версию этого плеера (1.1). Ее
можно найти на узле http://www.ncsa.uiuc.edu/SDG/Software/WinMosaic/Viewers/qt.htm.
Файл называется qt11.zip.
Формат AVI Формат AVI (Audio/Video
Interleaved - перемежающаяся аудио- и видеоинформация)
разработан фирмой Microsoft для хранения видео и звука. В
соответствии с названием формата, видеоданные чередуются со
звуковыми данными в одном и том же файле, так что участок
звуковой дорожки синхронизируется с видеофрагментом. В формате
AVI используются широко рекламировавшиеся в последнее время
алгоритмы компрессии/декомпрессии Intel Indeo и Cinepack.
Файлы AVI обычно воспроизводятся с частотой 15 кадров в
секунду в небольшом окне размером 320ґ240 точек. С
программными или аппаратными ускорителями скорость можно
довести до 30 кадров в секунду и распахнуть изображение на
полный экран. В процессе воспроизведения AVI-файлов данные
читаются с диска, при этом не требуется большого объема
оперативной памяти. Эти файлы быстро загружаются и быстро
воспроизводятся, поскольку одновременно в памяти находится
лишь несколько кадров изображения и небольшой участок звуковой
дорожки. AVI-файлы также хранятся в сжатом виде для улучшения
непрерывности воспроизведения, а также для уменьшения
занимаемого объема.
Поскольку формат AVI распространен только на платформе
Windows, в Internet его можно встретить довольно редко. Скорее
всего, такое положение дел быстро изменится по мере того, как
в сообщество Internet будет вливаться все больше пользователей
Windows.
Операционная система Windows 95 поставляется с
Универсальным проигрывателем (Media Player) для
воспроизведения файлов в форматах AVI и WAV. Для запуска этого
приложения нужно щелкнуть мышью на кнопке Пуск (Start) панели
задач, войти в меню Программы (Programs) и выбрать команду
Универсальный проигрыватель (Media Player) в меню Стандартные
(Accessories).
Сколько стоит MPEG в «окошке»? Если вы уже
размечтались о том, как будете включать в свои web-публикации
MPEG-видео, крепитесь. Чтобы записывать видеоклипы хорошего
качества в формате MPEG, понадобится плата компрессии
стоимостью по меньшей мере $4 000. На самом деле в момент
написания этих строк существовало только одно такое дешевое
устройство для записи MPEG-файлов. Это плата под названием
Producer, недавно анонсированная фирмой Sigma Designs. Эта же
фирма производит карту Reel Magic, которая была первой платой
декодирования MPEG, обеспечившей воспроизведение
полноэкранного видео. Sigma Designs также разработала одну из
первых видеокарт (она называдась Rave), оснащенных микросхемой
MPEG-декодера.
Другие платы компрессии MPEG гораздо дороже. Например, MPEG
Lab Pro фирмы Optibase стоит около $19 000, а карта Prime View
фирмы Future Tel - в районе $14 000. Это, конечно, слишком
дорого для большинства web-издателей. В следующих разделах
описано несколько подходов, которые позволят обойтись без
покупки дорогостоящего MPEG-кодировщика.
Плата Producer фирмы Sigma Designs - нечто большее,
чем простой кодировщик MPEG. В ней применяется уникальный
метод, обеспечивающий возможность редактирования MPEG-файлов.
Компания Sigma Designs в сотрудничестве с Microsoft создала
вариант формата MPEG-файлов, которые могут редактироваться в
любом видеоредакторе, совместимом с форматом AVI. Плата
Producer добавляет к MPEG-файлу заголовок, который позволяет
работать с ним, как с AVI-файлом, видеоредактору типа Adobe
Premiere. AVI-подобный редактируемый формат MPEG (AVI Editable
MPEG format) может редактироваться только в определенных
точках видеопоследовательности, которые называются I-кадрами.
В комплект Producer входит программа для управления
видеомагнитофоном, редактор Adobe Premiere и пакет трехмерной
графики и анимации trueSpace. Редактируемый формат MPEG
обеспечивает степень сжатия не более 50:1. После того как файл
готов к публикации, его можно сжать в стандартном формате MPEG
с коэффициентом до 200:1.
Услуги сервисных бюро Существуют фирмы,
оказывающие услуги по преобразованию файлов в форматах AVI или
QuickTime, а также видеолент в форматах VHS/Beta в файлы MPEG.
Стоимость такой услуги колеблется от $30 до $300 за минуту.
Большинство таких сервисных бюро давно работает с
видеолентами, а формат MPEG появился недавно. Поэтому не
удивляйтесь, если вас попросят представить исходный материал
на видеокассете. Во многих фирмах определено минимальное
оплачиваемое время ролика - обычно около трех минут.
Программные решения Для создания MPEG-файлов
можно использовать и программные кодировщики. Один из них
производится компанией Xing, работает под Windows и называется
XingCD. В комплект XingCD входят также MPEG-плееры видео- и
аудиофайлов. XingCD для своей работы требует наличия
специальной платы захвата видеопоследовательностей. В комплект
некоторых таких плат, например Movie Machine Pro фирмы FAST,
входит специальная версия XingCD.
После захвата видеопоследовательности ее можно
редактировать и вводить специальные эффекты с помощью таких
пакетов, как Adobe Premiere или Ulead Media Studio. Можно
также добавить неподвижный фон или заставки в форматах BMP или
TGA (Targa). Кроме того, имеется возможность записать и
отредактировать звуковую дорожку в форматах Waveform (WAV) или
MPEG-audio. XingCD сжимает аудио- и видеофайлы, а затем
объединяет их, выдавая на выходе MPEG-последовательность.
Если вы хотите преобразовать AVI-файл в формат MPEG с
помощью кодировщика XingCD, убедитесь, что этот файл сохранен
в 24-битном формате при частоте 30 кадров в секунду. Чтобы
получить такой файл, необходим компьютер с хотя бы 486-м
процессором и высококлассная плата оцифровки видео, например
Movie Machine Pro фирмы FAST или Smart Video Recorder Pro
фирмы Intel. Перед преобразованием файла необходимо
оптимизировать использование оперативной памяти и
дефрагментировать жесткий диск. Если памяти будет недостаточно
либо жесткий диск окажется фрагментирован, в
видеопоследовательности могут появиться разрывы. Имейте в
виду, что программная компрессия MPEG-файлов - достаточно
длительный процесс. Чтобы сжать видеофрагмент, необходимо
произвести невероятное количество вычислений. Преобразование с
помощью XingCD одной минуты видеопоследовательности из
AVI-файла в формат MPEG может занять более полутора часов.
Источники видеофайлов Безопаснее всего
публиковать видеоклипы собственного производства, либо клипы,
заведомо не требующие авторских отчислений. Такие клипы
поставляют, например, компании First Light Productions и Four
Palms. В Internet можно найти множество собраний видеоклипов,
однако с ними возникают такие же проблемы, как и со звуковыми
файлами. В частности, слишком многие из этих клипов не
отличаются высоким качеством. Другая проблема заключается в
возможном нарушении авторских прав. Используйте клипы из
Internet на свой страх и риск. Однако, всегда можно в свой
документ вставить лишь указатель на видеофайл, расположенный
на удаленном узле. В таблице 9.2 перечислены некоторые
архивы видеоклипов в World Wide Web. Как уже говорилось от
носительно звуковых файлов, то, что в этой книге приведены
адреса архивов, еще не значит, что можно размещать
переписанные с них видеоклипы на своем web-узле. Однако стоит
поэкспериментировать с этими видеофайлами, даже если вы не
собираетесь включать их в свои документы. Загруженные из
Internet файлы в форматах QuickTime или AVI можно использовать
для освоения программ видеоредактирования.
Таблица 9.2. Адреса архивов видеофайлов
URL Содержимое
http://www.yahoo.com/yahoo/computers/multimedia/Movies/Archives
Список мультимедиа-архивов, подготовленный
Стенфордским университетом.
http://www.eeb.ele.tue.nl/mpeg/index.htm формате MPEG. Множество видео- и анимационных клипов в
Доступность для всех желаю-
щих некоторых клипов нарушает авторские
права, это относится например, к клипу «The
Simpsons» и некоторым популярным фильмам.
Список клипов разбит на категории, среди
которых «супермодели», «музыка», «анимация»,
«космос», «гонки» и т.п.
http://www.acm.uiuc.edu/rml/ Мультимедиа-лаборатория Роба Малика (Rob
Malick), финансируемая Ассоциацией по
вычислительной технике при Иллинойском
университете, представляет большое количес-
тво клипов в форматах FLI и QuickTime.
http://tausq.resnet.cornell.edu/mmedia.html
Видеоархив Рэндольфа Чанга (Randolph Chung)
содержит нелегальные копии таких мультфиль-
мов, как «Алладин», «Король-лев», и сериала
«Звездный путь» (StarTrek).
http://ice.ucdavis.edu/whimsy/fun_stuff/fun_stuff_movies.html
Несколько фильмов и ссылки на каталог видео-
архива Харви Шина (Harvey Chinn).
http://mambo.ucsc.edu/psl/thant/thant.html
Зан Найо (Thant Nyo) представляет огромный
список указателей на компьютерные анима-
ционные ролики, визуализации, фильмы и
интерактивные изображения.
http://www.piter.com/lib/978588782216/www.univ-rennes1.fr/ASTRO/anim-e.html
Различные видеоролики, связанные с астро-
номией: изображения планет, затмения,
содержит различные ролики в формате MPEG.
http://wwwzenger.informatik.tumuenchen.de/persons/paula/mpeg/index.htm
Коллекция Андреаса Пауля (Andreas Paul)
содержит различные ролики в формате MPEG.
Среди них фрагменты из таких фильмов, как
«Стена» Пинк Флойд, «Бегущий по лезвию
бритвы», «Психо». Полученные с этого узла
видеоролики должны использоваться только
для «личного употребления».
Включение видеофайлов в web-страницы Гиперссылка
на видеофрагмент создается в таком же формате, как и ссылка на
звуковой файл. Единственное отличие заключается в расширении
файла, который вы указываете в URL. Таким образом, ссылка на
видеофайл может присутствовать в таком виде:
<A HREF = URL/canyon.mov>Текст ссылки</A>
Вместо «URL» подставляется полный путь к файлу. Canyon.mov
- имя видеофайла. В следующем примере помимо ссылки на
MPEG-файл имеется альтернативный текст для символьных
броузеров.
<A HREF =
http://www.acm.uiuc.edu/rml/Mpeg/ simpsons1.mpg
ALT="[MPEG]">Meet the Simpsons</A>
Видеофайлы в World Wide Web следует публиковать в форматах
QuickTime или MPEG, чтобы читатели ваших документов могли их
просматривать прямо в броузере. При использовании других
форматов необходимо будет сначала загрузить файл, и только
потом просмотреть его во вспомогательном приложении.
Вместо размещения видеофайла на своем узле можно вставить
ссылку на удаленный архив - это сэкономит место и поможет
избежать некоторых других проблем, хотя добавит и новые -
например, необходимость постоянно проверять, доступен ли этот
видеофайл.
При создании видеоархива отмечайте ссылки на видеофайлы
специальным значком, изображающим, например, видеокамеру,
катушку кинопленки или глаз. Ниже приведен пример HTML-кода, в
котором устанавливается ссылка на локальный видеофайл под
названием canyon.mov, размещенный в каталоге videos. Эта
ссылка отмечена значком camera.gif, который находится в
каталоге icons.
Позаботьтесь о том, чтобы читатели могли просмотреть
опубликованные видеофайлы. На всякий случай разместите в
документе указатель на местонахождение соответствующего
плеера.
Редакторы видеофайлов Существует множество
пакетов, обеспечивающих возможность редактирования
видеопоследовательностей. Если вы работаете с файлами в
формате AVI, достаточно удобно пользоваться Microsoft Video
for Windows - стандартным видеоредактором, который
поставляется вместе со многими платами видеозахвата.
Убедитесь, что ваша версия Video for Windows имеет номер не
ниже, чем 1.1. Более ранняя версия работала недопустимо
медленно. В систему Windows 95 включен Универсальный
проигрыватель (Media Player) - приложение, которое
позволяет воспроизводить видеофайлы в формате AVI. Для
редактирования таких файлов понадобится пакет Video for
Windows.
Пользователи компьютеров Macintosh не имеют возможности
просматривать AVI-файлы, поэтому в большинстве случаев следует
использовать формат QuickTime. Для работы с этим форматом
лучше всего использовать видеоредактор Adobe Premiere. В этом
редакторе присутствует так называемое «окно проекта»
(construction window), с помощью которого можно одновременно
редактировать несколько видеофрагментов и добавлять к ним
звуковые дорожки. Возможность работы с несколькими
видеопоследовательностями особенно пригодится при создании
переходов от одного фрагмента к другому. Adobe Premiere
обеспечивает одновременную работу с несколькими файлами в
форматах AVI, QuickTime и некоторых других. Этот пакет
позволяет создавать несколько специальных эффектов, например,
смешивание цветов и плавные переходы от одной сцены к другой.
Он даже позволяет производить рирпроекцию (keying) одного
изображения на другое. Подобное наложение часто используется,
например, в телевизионных прогнозах погоды, где изображение
комментатора накладывается на движущуюся карту погоды. Еще
одно мощное средство - возможность комбинирования видео и
мультипликации (rotoscoping), позволяющая раскрашивать и
дорисовывать видеокадры. Можно также вводить в
видеопоследовательность титры, звуки и неподвижные
изображения. При работе с версией Premiere 4.0 в среде
Windows NT у нас не возникало никаких проблем.
Есть два менее дорогих пакета, обеспечивающих за свою цену
вполне приличные возможности. Это Media Studio фирмы Ulead
Systems и InterActive фирмы HSC. Каждый из этих пакетов
включает более сотни мегабайт различных видеоклипов. Текущие
версии этих редакторов разработаны для Windows 3.x и не
работают в среде Windows NT.
Захват видеопоследовательностей Процесс
преобразования видеосигнала из аналоговой формы к виду,
доступному компьютерам, называется оцифровкой или
дискретизацией (sampling). Для этого необходимо специальное
устройство, которое называется платой видеозахвата.
Практически все такие платы комплектуются программными
пакетами для создания и редактирования
видеопоследовательностей. Хотя в настоящее время на рынке
наблюдается большое разнообразие подобных устройств и
программ, лишь немногие из них обеспечивают получение
качественного результата. Установка в компьютер платы
видеозахвата - непростая задача. Большинство таких
устройств требуют выбора одного или более номеров прерываний
(IRQ) и специфических адресов памяти. Определение подходящих
комбинаций этих параметров может отнять немало времени.
Одним из лучших комплектов для работы с видео является
Movie Machine Pro фирмы FAST. Эта система включает в себя
телевизионный приемник, звуковой тракт, и комплектуется такими
программными продуктами, как Adobe Premiere, Animator Pro,
Video for Windows и XingCD. Основой этой системы является
плата M-JPEG, которая обеспечивает захват и воспроизведение
видео в режиме 30 кадров в секунду. В общем, это великолепный
набор инструментов для оцифровки видео и создания анимационных
файлов. Большинство плат видеозахвата, в том числе и Movie
Machine Pro, имеют возможность подключения к видеомагнитофону,
что позволяет оцифровывать видеофильмы и редактировать их,
добавляя неподвижные изображения и титры. Единственным
недостатком этой платы является сложность ее установки.
Еще одна высококлассная плата видеозахвата - это Smart
Video Recorder Pro фирмы Intel. Она обеспечивает сохранение
оцифрованного видео в формате AVI (используются алгоритмы
сжатия Indeo и Cinepack). В комплекте с ней поставляется
программа для записи видео под названием DVP Capture и пакет
редактирования Digital Video Producer. Последний обеспечивает
добавление к видеофрагменту звуковых дорожек и специальных
эффектов. Хорошей чертой этого пакета является наличие
программы деинсталляции (uninstall). Это важно, поскольку
Producer влияет на работу Универсального проигрывателя (Media
Player) Windows.
При установке видеоплаты не забудьте правильно выбрать
видеостандарт - в США используется система NTSC, спецификации
которой определены Национальным комитетом по телевизионным
стандартам. Частота кадров в этом стандарте - 30 герц. В
Великобритании принята система PAL (Phase Alternation
Line - фазовое чередование строк) с частотой 25 кадров в
секунду1.
Если планируется редактировать оцифрованный видеофайл, его
необходимо захватывать в режиме без сжатия. В различных картах
этот режим называется по-разному - например, «без
обработки» (raw) или «без компрессии» (uncompressed).
Некоторые платы, в том числе Smart Video Recorder фирмы Intel,
при захвате видео сжимают файлы автоматически, так что не
всегда можно выбрать подобный режим. После редактирования
видеофрагмента его можно сохранить в сжатом формате.
Конвертеры видеоформатов Как вы уже поняли, найти
возможность сохранить видеопоследовательность в формате MPEG
довольно сложно. В большинстве случаев при видеозахвате
происходит сохранение AVI-файла, который потом конвертируется
в формат QuickTime при помощи видеоредакторов типа Adobe
Premiere. Компания Intel поставляет специальную программу
преобразования видеофайлов под названием SmartCap. Этот
конвертер предназначен для преобразования видеофайлов в
формате AVI в «выровненные» (flattened) файлы QuickTime. Фирма
Microsoft также поставляет комплект разработчика, с помощью
которого можно конвертировать AVI-файлы в формат QuickTime.
При необходимости преобразовать видеофайл в формат MPEG,
необходимо предварительно узнать в сервисном бюро, с каким
исходным материалом они могут работать. Многие фирмы требуют
предоставлять материал на видеоленте, однако положение дел
меняется по мере появления плат MPEG-компрессии, которые могут
работать с цифровыми файлами. К числу таких устройств
относится, например, Producer фирмы Sigma Designs. Если вы
прибегнете для преобразования видеофайла в формат MPEG к
услугам сервисного бюро, вас, скорее всего, попросят
предоставить файл в формате YUV. Оцифрованный видеофрагмент в
этом формате фактически представляет собой три отдельных
файла - Y, U и V. В каждом из них содержится своя
компонента видеосигнала: яркостная и две цветоразностных.
Плата кодирования MPEG принимает три этих отдельных файла, а
на выходе получается видеофайл в формате MPEG.
Анимация Наиболее популярные форматы для
анимационных файлов - FLC и FLI. Это формат файлов
анимационного пакета Animator фирмы AutoDesk. Специальная
утилита той же фирмы под названием aaplay распространяется
бесплатно и позволяет воспроизводить анимационные файлы.
Анимационные ролики можно найти на многих узлах Web. Броузеры
Netscape и Mosaic для просмотра анимационных файлов требуют
установки вспомогательного приложения.
Обычно под анимацией понимается последовательность
рисованных изображений (примером чего являются, например,
мультфильмы), либо движущиеся компьютерные графические
объекты. Однако анимация может быть сохранена и в виде
последовательности видеокадров. Некоторые видеоредакторы, в
том числе Adobe Premiere, обеспечивают возможность
преобразования анимационных файлов в видеоформаты AVI или
QuickTime. Например, короткий видеоклип с логотипом компании
Canyon Software был создан с помощью пакета 3D Studio и
сохранен в формате FLC. Этот файл был затем преобразован в
формат QuickTime с помощью видеоредактора Adobe Premiere.
Невозможно обойти молчанием еще один инструмент для работы
с видео - Fractal Design Painter 3. Этот пакет
упрощает труднейшую задачу редактирования видеофрагмента в
покадровом режиме, автоматизируя процесс добавления в
последовательность кадров движущихся рисованных объектов и
специальных эффектов. Кадры можно дорисовывать, а фильтры дают
возможность вводить в видеопоследовательность необычные
специальные эффекты. Маски могут действовать сразу на
несколько кадров. Очень впечатляет инструмент Image Hose,
который позволяет «разбрызгивать» копии изображения по одному
или нескольким кадрам.
Морфинг В кино и рекламе сейчас входит в моду так
называемый морфинг (morphing). Этот эффект позволяет плавно
трансформировать одно изображение в другое, определив при этом
контрольные точки, управляющие процессом перехода. Можно
оживить морфингом свой портрет или логотип фирмы, и вставить
эту последовательность в web-документ. Большинство пакетов,
обеспечивающих возможность морфинга, позволяют экспортировать
файлы в формате AVI. Их можно подвергнуть дальнейшему
преобразованию с помощью пакетов типа Adobe Premiere или
специализированных видеоконвертеров. Например, мы создали
видеоролик, в котором значки трех приложений фирмы Canyon
software трансформируются в значок пакета Drag and File. Ролик
был создан с помощью отличной программы TransJammer, которая
входит в пакет Elastic Reality.
В TransJammer предварительно определено более 50
вариантов перехода, которые к тому же можно редактировать.
Программы морфинга, подобные пакету Elastic Reality, позволяют
также создавать профессиональные анимационные
последовательности и компоновать несколько объектов в один.
Чтобы трансформировать одно изображение в другое, необходимо
определить начальную форму, конечную форму и промежуточные
этапы. После этого Elastic Reality использует эти кадры в
качестве ключевых и генерирует на их основе переходные кадры.
Пакет также позволяет создавать интересные искажения,
оригинальные переходы и специальные эффекты. Например, можно
заставить изображение «утонуть» в фоне. Если морфинг вас
заинтересовал, однако вы не хотите тратить на эти возможности
слишком много денег (пакеты высшего класса, типа Elastic
Reality, стоят порядка $500), обратите внимание на
PhotoMorph 2 стоимостью менее $150. Этот пакет -
нечто большее, чем просто программа морфинга. Он включает в
себя средства создания и редактирования анимационных
последовательностей, переходов, титров и специальных эффектов,
включая рирпроекцию (Chroma keying) и искажения изображений.
PhotoMorph 2 прост в использовании. Еще более дешевый
пакет - Morph Studio фирмы Ulead, он стоит около $50.
Компания Ulead поставляет Morph studio и в составе комплекта
программ для работы с мультимедиа под названием Media Studio.
Последние достижения В течение последнего года
наблюдается бурный ажиотаж вокруг World Wide Web. Неизбежный
результат этого - поток новых технологий, каждая из
которых обещает стать последним и решающим словом в
компьютерном мире. К счастью, некоторые из них действительно
полезны, и многие обладают огромным потенциалом. В этом
разделе мы дадим краткое описание некоторых наиболее
интересных мультимедийных технологий, которые уже начали
использоваться в Internet.
Видео и звук в реальном времени Последние два
года в Корнельском университете шла интенсивная работа над
проектом под названием CU-SeeMe, целью которого является
«проталкивание» видео- и звукового вещания через
низкоскоростные цифровые соединения, на основе которых
построена Internet. Программное обеспечение, разработанное
исследователями из Корнелла, уже позволяет проводить через
Internet аудио- и видеоконференции. Несмотря на то, что
изображение пока только черно-белое и не отличается плавностью
и качеством, CU-SeeMe дал множеству людей возможность
почувствовать, что такое настоящие телеконференции.
Чтобы обеспечивать телеконференции, в которых участвуют
несколько пользователей одновременно, сервер (или как его еще
называют, «рефлектор») CU-SeeMe должен быть установлен на
рабочей станции под UNIX. В настоящее время в Internet уже
имеется несколько рефлекторов, к которым можно подключаться.
Некоторые из них круглосуточно транслируют передачи радио- и
телевизионных станций. Транслируемый звук, так же как и видео,
может передаваться со значительными искажениями, однако
положение дел будет улучшаться по мере повышения пропускной
способности линий связи. Возможна и индивидуальная связь между
двумя подключенными к Internet персональными компьютерами. При
этом рефлектор не требуется, однако на обоих компьютерах
должно быть установлено программное обеспечение CU-SeeMe.
Очень интересная технология - звуковое вещание через
Internet по запросу. Чтобы пользоваться этой возможностью,
необходимо обзавестись пакетом RealAudio, который позволяет
воспроизводить в реальном времени звуковые файлы,
расположенные на удаленном сервере. Уникальность RealAudio
заключается в том, что, в отличие от других звуковых форматов,
для прослушивания файла не нужно его полностью переписывать на
свою машину. Необходимо загрузить только небольшой
инициализационный файл, после чего можно через Internet
слушать многочасовые передачи. Пользователи персональных
компьютеров могут сами организовать «аудио по запросу»,
установив у себя сервер RealAudio. Более подробную информацию
об этой технологии можно получить, обратившись к домашней
странице RealAudio по адресу http://www.realaudio.com/.
Macromedia Director Очень много публикаций в
прессе было посвящено мультимедиа-приложению под названием
Director, разработанному компанией Macromedia. Этот
предназначенный для создания анимации и мультимедиа пакет
понравился пользователям компьютеров Macintosh. Director не
является видеоредактором, он представляет собой систему для
создания автономных мультимедиа-презентаций, которые могут
запускаться на любом компьютере. Пакет метафорически
изображает сцену, где вы работаете с текстом, звуком, графикой
и видеоклипами. Для ввода в презентацию интерактивных
возможностей используется язык сценариев под названием Lingo.
Результат работы можно сохранить в видеофайле либо в виде
автономного исполняемого файла. При этом авторских отчислений
за распространение автономных модулей не требуется, однако
необходимо ставить потребителей в известность, что презентация
создана с помощью Macromedia Director.
Если вы планируете разместить файлы Macromedia Director на
своем web-узле, стоит включить в документы указатель на
Windows Director Viewer - разработаны Дэйвом Уолкером
(Dave Walker) программный пакет, предназначенный для просмотра
файлов Macromedia Director под Windows. Этот пакет, так же как
и программа воспроизведения MPEG, позволяет просматривать
файлы прямо по сети, не загружая их на свой компьютер.
Director Viewer не работает под Windows NT. Его можно
переписать с узла http://www.portal.com/~dwalker/dirhome.html.
Наиболее значительным событием для авторов
мультимедиа-презентаций стало объявление компанией Netscape о
намерении встроить возможность просмотра файлов Director в
web-броузер Netscape Navigator. Более подробную информацию о
планах компаний Netscape и Macromedia по обеспечению поддержки
пакета Director в Internet-приложениях можно найти по адресу
http://www.macromedia.com/Tools/Shockwave/index.html.
Информацию о продуктах фирмы Macromedia можно получить по
адресу http://www.macromedia.com/