стрелкастрелкастрелка
ваша реклама




*ГЛАВНАЯ***БИБЛИОТЕКА*
КНИГА.

Б. Морис. HTML в действии (+ дискета)

Глава 3

Организация информации в web-документах
На первый взгляд подготовка документов к публикации в Internet может показаться легкой задачей. Настолько легкой, что возникает искушение разместить на странице несколько слов, вставить пару изображений и ссылок на самые любимые ресурсы и представить всему миру свое произведение. К сожалению, многие авторы web-документов именно так и поступают, совершенно не думая при этом о своих читателях. Эта глава поможет правильно структурировать ваш документ, придать ему эффективность и элегантность в соответствии со специальными требованиями, вытекающими из принципов Web. В ней также рассматриваются несколько проверенных временем правил из сферы печатных публикаций, которые хорошо подходят и для web-документов.

Линейные и гипертекстовые документы
Как правило, выбрав книгу, вы открываете ее на первой странице и начинаете читать. Возможно, вы заглянете в оглавление, получите представление о содержании книги, затем перейдете к определенной главе и станете бегло ее просматривать, пока не обнаружите ссылку или мысль, которая заинтересует вас в первую очередь. Автор структурирует свой материал так, чтобы наилучшим образом раскрыть свою точку зрения и навязывает читателям последователь ность изложения. Публикации такого типа называются линейными. Вы последовательно переходите от точки А к точке Б и так далее. Если автор считает, что материал о птицах должен предшествовать информации о пчелах, то так тому и быть. Если ваше внимание привлечет сбор меда и вам захочется немного узнать о нем перед тем, как продолжить изучение птиц, придется подождать до тех пор, пока автор не будет готов рассказать об этом. Может быть, вы перелистаете страницы в поисках ссылок на сбор меда. Возможно, хотя и маловероятно, что вы пойдете в библиотеку, возьмете другую книгу, которая детально описывает этот процесс, и в ней найдете интересующие сведения. Однако, если вас что-то заинтересовало, хочется узнать об этом немедленно, не продираясь сквозь дебри слов, не относящихся к нужной теме.

Вот тут-то и появляется необходимость в гипермедиа-документах. Web основан именно на нелинейных публикациях. Нелинейные публикации используют возможности компьютеров и технологии клиент-сервер таким образом, чтобы позволить читателю следовать внутри документа почти любым курсом (конечно, если автор это предусмотрел). В приведенном выше примере, если вы хотите узнать о сборе меда, и в web-документе определен путь к данной информации - достаточно просто установить курсор на гиперссылке и, щелкнув кнопкой мыши, перейти к домашней странице факультета энтомологии местного университета, на которой найдутся сведения о пчелах, или в любое другое место, где может присутствовать эта информация. Если вы пресытились медом и решили вернуться к изучению птиц, еще один щелчок возвратит вас туда, где вы их покинули.

Структурирование web-документа
Первое решение, которое необходимо принять при создании web-документа - как организовать информацию, которую вы хотите опубликовать. Чаще всего web-документ содержит серию связанных элементов, в каждом из которых раскрывается только одна идея или процесс. Если, например, в одной части документа содержится список клиентов или множество указателей на программные продукты, лучше выделить ее в отдельный элемент, к которому можно перейти с других страниц с помощью ссылок.

На эти страницы также могут быть установлены ссылки в чужих документах, расположенных на узлах Internet в любой другой точке мира. Следует постоянно иметь в виду правило «одна страница - одна мысль» и именно им руководствоваться при определении структуры вашего документа.

Иерархическая организация
Чтобы определить структуру документа, полезно для начала набросать его план. Это поможет создать хорошо организованную публикацию и выявит необходимые связи внутри документа, а также требуемые ссылки на другие документы и узлы Web. На реальном примере web-узла компании Canyon Software, которая специализируется на создании утилит для Windows, рассмотрим структуру web-страниц и связей между ними.

Домашняя страница: Домашняя страница компании Canyon Software
a. О компании Canyon Software
b. Что нового? (ссылка на стр. 2)
c. Программные продукты Canyon Software (ссылка на стр. 3)
d. Техническая поддержка (ссылка на стр. 4)
e. Путеводитель для виртуальных туристов (ссылка на стр. 5)
f. Заказ программных продуктов (ссылка на стр. 6)
g. Обратная связь (ссылка на стр. 7)
h. За сценой (ссылка на стр. 8)

Страница 2: Что нового?
a. Пресс-релизы

Страница 3: Программные продукты компании Canyon Software
a. Drag And File
b. Drag And Zip
c. Drag And View Gold

Страница 4: Техническая поддержка
a. Часто задаваемые вопросы (FAQ)
b. Как получить техническую поддержку

Страница 5: Путеводитель для виртуальных туристов
a. Наши любимые страницы
b. Тест программ просмотра

Страница 6: Бланк заказа
a. Приобретение коммерческих версий
b. Обновление версий
c. Возврат программных продуктов

Страница 7: Обратная связь
a. Мнения заказчиков
b. Комментарии пользователей
c. Опрос заказчиков
d. Перечень клиентов

Страница 8: За сценой a. Кто есть кто в компании Canyon Software

Лучше всего каждой теме посвящать отдельную страницу. Это облегчает обновление информации и позволяет обращаться к одной и той же странице, например, «Бланк заказа» или «Обратная связь» из различных частей документа. Теперь следует подумать о том, как наилучшим образом связать все страницы, создав логичный документ.

Установка ссылок
После разработки плана web-документа можно подумать о том, как связать между собой его отдельные части. Техника создания ссылок будет рассмотрена в главе 6, «Искусство ссылок». Но уже на самых первых шагах создания публикации необходимо продумать, какие именно части должны быть связаны друг с другом. В этом может помочь набросок структуры будущего web-документа. Домашняя страница представляет собой «парадный вход» в web-документ. Читатели должны иметь возможность перейти с нее ко всем остальным страницам публикации. На рис. 3.1. показана структура web-страниц компании Canyon Software.

Необходимо понять, что сама сущность World Wide Web позволяет читателям входить в документ не только с парадного входа - через домашнюю страницу. Путешественник по Web может попасть на любую страницу вашего web-документа с помощью кем-то где-то установленных ссылок и оказаться довольно далеко от вводных материалов. По этой причине одно из основных требований при подготовке web-публикации - обеспечение читателю легкого доступа к домашней странице из любого места документа. Это может быть сделано путем включения ссылок на домашнюю страницу во все остальные страницы документа. А на домашней странице читатель сможет найти ссылки на интересующие его материалы. Кроме гиперссылок на домашнюю страницу, необходимо предусматривать ссылки, которые помогут читателю перейти на другие страницы внутри документа и вернуться с них. На рис. 3.2 показана нижняя часть web-страницы журнала Interactive Age. Заметьте, что для удобства перемещения в пределах web-узла создано несколько значков и гиперссылок.

Проектирование web-страниц
Структурирование и создание web-документов - совсем не простая задача. Будьте готовы постоянно вносить изменения. Удобнее планировать весь документ, исходя из предположения, что в первую очередь читатели попадут на домашнюю страницу. Если во всех остальных страницах предусмотреть ссылку на домашнюю страницу, то для читателя не будет иметь значения, откуда начать изучение вашего web-узла. В следующих разделах рассматриваются способы определения структуры документа в соответствии с поставленными целями и создания таких web-страниц, которые привлекут внимание той аудитории, которой они адресованы.

Назначение документа
Одновременно с созданием наброска структуры необходимо определить цели, для достижения которых создается документ. Документ, который просто предоставляет информацию, может не содержать ничего, кроме указателей на узлы Web, где найдется что-либо интересное для читателя. Однако, например, страница компании должна содержать информацию о ее продуктах или направлениях деятельности.

Может быть, это звучит упрощенно, но самое важное - это решить, что же вы хотите сделать. И часто, чтобы определить это, нужно просто спросить себя: «Что нового должен узнать читатель после прочтения моего документа?» Все, что будет сделано потом, должно исходить из ответа на этот вопрос. Сосредоточьтесь на своей цели и не отклоняйтесь от нее.

Основной задачей компании Canyon Software является повышение объема продаж ее программных продуктов путем демонстрации их уникальных возможностей и характеристик, а также путем распространения условно-бесплатных версий ее пакетов наряду с коммерческими. Из этого следует, что публикация должна содержать материалы, раскрывающие преимущества продуктов Canyon Software, и обеспечивать возможность получить shareware-версии продуктов или разместить заказ на коммерческие версии. Из этого примера не стоит делать вывод, что web-страницы могут содержать только связанную с компьютерами информацию. Подобную модель работы можно применить, например, и к компании Acme Uniforms, которая занимается торговлей спортивной одеждой.

Эстетика документа
Даже после отбора материалов, которые нужно разместить в web-публикации, остается множество требующих уточнения деталей. Ваш документ должен хорошо выглядеть, и быть предназначенным для четко определенной аудитории. Также важно учесть те ограничения, которые могут налагать на читателей имеющееся у них оборудование и программы просмотра Web. Одно дело, если связь с Internet осуществляется по модему со скоростью 14 400 бит в секунду, и совсем другое - при подключении по скоростной сети ISDN.

Выбор стиля оформления документа
Так как читатели вряд ли одновременно увидят на экране сразу несколько страниц вашего web-документа, сохранение единого стиля оформления не так важно, как в печатных изданиях. Однако все-таки желательно оформлять все страницы в едином ключе.

Сохранение единого стиля преследует несколько целей. Во-первых, может потребоваться напечатать документ, и, если он хорошо оформлен, при этом не понадобится вносить изменений. Во-вторых (это в большей мере касается коммерческих страниц), читателю нужно постоянно напоминать, где он находится. Это можно сделать, например, поместив на каждой странице логотип фирмы. В-третьих, что особенно важно, отсутствие единого стиля оформления может создать впечатление об отсутствии у вас профессионализма. Даже если вы публикуете в Web анархистские листовки, читателей больше привлечет хорошо структурированная информация, оформленная в едином стиле.

Как привлечь аудиторию
Необходимо постоянно иметь в виду особенности аудитории, на которую направлена ваша публикация. Если ваше сообщение будет чересчур простым или очень сложным, можно потерять большую часть посетивших ваш web-архив читателей. Лучше исходить из предположения, что любой посетитель вашего узла хорошо обучен грамоте и обладает достаточным для работы в Сети интеллектом. Подразумевается, что читатель - человек любопытный. Это определение, однако, включает в себя как четырнадцатилетнего хакера, так и сорокалетнего ученого.

Возникает вопрос, как выбрать стиль представления информации и язык, привлекательные для вашего идеального читателя. В основном эта проблема решается выбором стиля изложения. Например, шутки, игра слов, преувеличения или чрезмерно легкомысленный стиль могут подорвать к вам доверие и создадут такому узлу сомнительную репутацию в ущерб вашему профессиональному образу. Это не значит, что нельзя создавать развлекательных web-страниц, однако следите, чтобы стиль оформления не отвлекал читателя от главной цели документа.

Необходимо также учитывать, какое оборудование и программное обеспечение будет использоваться для просмотра. Например, на некоторых компьютерах нельзя увидеть изображений, поэтому в главе 5, «Ваш первый web-документ», рассматривается, как создать страницу, которая работала бы как в графических, так и в текстовых web-броузерах. Но даже если принимать во внимание только графические платформы, остается очень большой разброс их возможностей. К примеру, существует много web-броузеров: NCSA Mosaic, Netscape Navigator, Enhanced Mosaic и т.д., и каждый из них отображает документ по-своему.

Наблюдается тенденция включать в web-документ информацию о броузере, с помощью которого он тестировался. Такое сообщение может иметь следующий вид: «Просмотр этого документа в программе Netscape дает наилучшие результаты». Кроме того, где-нибудь можно создать ссылку на версию документа, отформатированную специально для броузера Netscape Navigator.

Необходимо также учитывать ограничения, которые налагает на читателя используемое аппаратное обеспечение. Возможно, кто-нибудь ухитрился подключиться к Internet на скорости 2400 бит в секунду или пытается работать с графикой, имея лишь CGA-адаптер. Эти совсем уж крайние случаи даже не стоит принимать во внимание. Кроме того, документ, который можно будет просмотреть даже на таком компьютере, получится настолько примитивным, что лишь оттолкнет большинство посетителей. В него нельзя будет включить даже простейших изображений - на скорости 2400 бит в секунду они будут передаваться слишком долго.

Минимальные требования, которые стоит предъявлять к читателям вашего документа, - это наличие графического броузера, который работает с разрешением SVGA - 80ґ600 точек и 256 или более цветов. Хотя некоторые компьютеры (в основном ноутбуки), с помощью которых читатели будут подключаться к вашему документу, имеют разрешение 640ґ480 точек и 16 цветов, но, как правило, они могут преобразовывать палитру таким образом, чтобы изображения все-таки выглядели приемлемо. Минимальная скорость соединения, на которую нужно рассчитывать - 9600 бит в секунду.

Создание web-страниц
В предыдущих разделах говорилось о наборе страниц, которые при объединении составят ваш web-документ. Мы рассматривали только укрупненные схемы. Этот раздел посвящен созданию и разработке отдельных страниц. Каждая страница документа должна содержать определенные элементы: единый стиль, ссылки и информацию

Сначала нужно дать им знать, кто вы такой
Всегда следует помнить, что читатель может попасть в ваш документ через черный ход - минуя домашнюю страницу. Поэтому следует сделать так, чтобы каждая страница содержала сведения о своей принадлежности. Эта информация может быть представлена в виде логотипа или текста, связанного с домашней или с другой страницей, содержащей информацию об авторе. На многих узлах используется рельефный логотип, образующий фон страницы. Ваша цель - подписаться под своей работой. Не стоит заставлять читателя гадать о том, кто же автор документа.

Позаботьтесь о том, как выглядит ваша страница
Визуальный стиль web-документа очень важен. Вспомните, например, фирменные конверты и бланки вашей компании. Некоторые послания можно узнать с первого взгляда благодаря логотипу, цветовому решению, конверту специальной формы или любому другому отличительному признаку. Вы мгновенно решите, стоит ли читать этот документ или его можно выбросить. Web-документ создается для того, чтобы его прочли. Подобные приемы, испытанные в области почтовых сообщений, могут быть использованы и в web-публикациях. Наглядность и зрительная привлекательность документа, количество пустого пространства на странице, глубина содержания и легкость доступа должны быть тщательно продуманы.

Спросите себя, как сделать свою страницу художественно привлекательной, придав ей неповторимый авторский стиль. Можете ли вы не обратить внимания на web-страницу, если чувствуете, что она сделана со вкусом? У каждого человека свои понятия о красоте, однако часто именно этот элемент подсознательно влияет на читательскую оценку вас и вашей организации. Если вы не относите себя к творческим натурам, найдите человека, который придаст вашей работе недостающий шарм. Уже существуют отдельные специалисты и целые компании, профессионально занимающиеся дизайном web-документов.

Другим важным элементом, который необходимо учитывать, является размер графических изображений. Количество текста на странице должно быть пропорционально размеру и расположению рисунков. Не перегружайте страницу чрезмерным количеством текста. Такие страницы часто называют серыми. Они не только пугают количеством содержащейся на них информации, но и выглядят перегруженными и непривлекательными.

В web-документе вы не можете управлять межстрочными интервалами, расстоянием между знаками текста (кернингом) и используемым шрифтом. Под вашим контролем находится только количество слов в абзаце. Большинство HTML-редакторов вводят дополнительную пустую строку между абзацами - это тоже можно использовать в оформлении документа.

Необходимо обратить внимание на глубину проработки структуры документа. Прелесть публикаций в Web состоит в возможности создания перекрестных ссылок как внутри одного документа, так и с внешними источниками информации. Делайте отдельные страницы короткими, последовательными и посвященными одной теме. Включите в них ссылки на страницы, посвященные другим идеям или темам. Помимо улучшения эстетики документа и простоты его использования это обеспечит легкое обновление информации. Если все данные по одной теме собраны в одном месте, то при необходимости их откорректировать вам не придется вносить изменения во множество страниц.

Следующим требованием является простота работы с документом. Нарушение этого требования приведет к тому, что документ будет проигнорирован. Не все пользователи знают о том, что в большинстве web-броузеров можно установить режим, при котором графика не используется. Если страница содержит большие изображения, процесс их загрузки займет так много времени, что у читателя кончится всякое терпение и он просто откажется ждать. Изображения в web-документах необходимы, но не делайте их слишком большими. Можно предложить читателям возможность по их желанию просмотреть крупное изображение, связав его с расположенной на странице уменьшенной копией.

Совет
Не забудьте убедиться в работоспособности всех удаленных узлов, на которые у вас имеются ссылки. К сожалению, довольно часто в web-документах встречаются ссылки на узлы, URL которых изменился. Такие «мертвые» ссылки очень раздражают в путешествиях по Internet. Запланируйте регулярные проверки установленных связей. Иначе ваш читатель может решить, что не только ссылки в вашем документе «мертвы», но и вся информация в нем давно устарела.

Советы по созданию домашней страницы
Лучше всего, чтобы на вашей домашней странице (или на специально предназначенной для этого странице второго уровня) располагалось оглавление всего документа. На рис. 3.3 показана домашняя страница Internet Business Center (http://tsunami.tig.com/cgi-bin/genobject/ibcindex). Обратите внимание на логотип организации вверху страницы, идущие после него гиперссылки и размещенное в левой части изображение-карту с кнопками, обеспечивающими переходы к различным разделам web-узла. Текст начинается с краткой информации о деятельности Центра. Ссылки, включенные в текст, работают как оглавление, позволяя читателю решить, где находится интересующая его информация. Разнообразные элементы дизайна (графика, текст и списки) делают страницу интересной, а ее вид - свежим и привлекательным.

Правилом хорошего тона в создании web-страниц является проявление внимания ко всем читателям. Например, можно создать два варианта стра-ницы - один для тех, у кого есть возможность просматривать сложную графику, а другой - для текстовых броузеров. Если вы собираетесь использовать специфические возможности конкретного броузера, было бы неплохо предусмотреть ссылку на версию документа, которая будет нормально выглядеть и в других программах просмотра. На рис. 3.4 показана домашняя страница компании Ventana Media (http://www.vmedia.com/), в которой есть возможность выбрать «простой» или «продвинутый» варианты форматирования.

Последующие страницы
Большинство из перечисленных требований к структуре и оформлению домашней страницы справедливы и для других частей публикации. В этом разделе приводятся некоторые рекомендации по созданию остальных web-страниц документа.

Одно из важных требований заключается в том, чтобы на отдельной странице раскрывалось не более двух тем. При переходе к какому-либо разделу читатели надеются найти ту информацию, которая привлекла их на домашней странице, и лишь чуть-чуть больше. При разработке больших web-документов, например документации или онлайновой книги, полезно создать их оглавление. Хороший пример web-страницы, выполненной в виде оглавления, можно найти в справочнике The Magellan Venus Explorer's Guide, который расположен по адресу http://newproducts.jpl.nasa.gov/magellan/guide.html.

Вот некоторые другие требования, которые необходимо учитывать при создании web-страниц:

  • Постарайтесь упростить страницу. Страницы, содержащие избыток текста, как правило, никто не читает. Чтобы страница не выглядела перенасыщенной, должно быть заполнено примерно 50% экрана. При просмотре страницы отойдите подальше от монитора, и проверьте, является ли соотношение серых областей (заполненных текстом) и остального пространства приятным для глаза.
  • Применяйте разные стили текста. Заголовки, основной текст и текстовые атрибуты рассматриваются в главе 7, «Наводим лоск». Там, где это необходимо, разбейте текст на разделы с помощью заголовков различных уровней. Каждый уровень заголовков отображается по-разному, и это можно использовать в качестве дополнительного элемента дизайна. Используйте атрибуты текста для привлечения внимания к ключевым точкам.
  • Вставьте одно-два изображения. Чтобы узнать, как это сделать, прочитайте главу 8, «Использование изображений». Используйте графику в качестве элемента дизайна для разделения текста и внесения в документ разнообразия.
  • Будьте последовательны. Можно рассматривать каждую страницу документа, как отдельную работу - так оно, в общем-то, и есть. Однако помните, что читатели будут переходить внутри документа от одной части к другой. Постарайтесь сохранить для всех страниц единство стиля оформления, будьте последовательны в использовании графики и других элементов дизайна.
  • Заинтересуйте читателя, чтобы он вернулся на вашу страницу. Многие web-документы стоит посетить не более одного раза. Обогатите ваш документ «горячим списком», периодически меняйте юмористическую страничку, создайте какой-нибудь обучающий курс, страницу советов или список указателей на интересные программы. Третий, четвертый и пятый уровни web-документа по сути не отличаются от второй страницы. Однако помните, что необходимо обязательно предусмотреть следующие переходы:

    1. Возврат к первой (домашней) странице.
    2. Переход к следующей странице согласно логической последовательности изложения.
    3. Переход непосредственно к «Бланку заказа», если таковой имеется.
    4. Возврат к предыдущей странице.

    Что такое хорошо и что такое плохо
    Вы прочитали главу почти до конца. К большинству тем мы еще вернемся в следующих главах книги, где рассматривается конкретная техника создания различных элементов web-страниц. Ниже приведены основные правила, о которых необходимо постоянно помнить в процессе создания web-документов.

    1. Решите, что вы хотите сделать. Если вы сразу не определите цель создания web-документа, то она никогда не будет достигнута. Очень трудно сосредоточиться на этом в середине разработки документа. И чем раньше вы определите структуру документа, тем лучше будет результат.

    2. Представьтесь. Это ваш выход на сцену - воспользуйтесь им. На каждой странице должен быть отличительный признак, например, логотип фирмы и ее девиз.

    3. Определите свою аудиторию. Создавайте документ, который можно будет без проблем просмотреть на «типичном» компьютере. Ориентируясь на «своего» читателя, выберите стиль изложения, лексику и синтаксис документа. Это поможет «отфильтровать» посетителей узла. Если в документ нужно включить большие изображения, (например, фотографии продуктов вашей фирмы), создайте на странице уменьшенные копии и свяжите их с оригиналами, либо расположите такие изображения на отдельной странице, которую читатели с медленными модемами смогут пропустить.

    4. Продумайте содержание документа. Более подробную информацию разместите на отдельных связанных страницах. Старайтесь их тоже делать простыми и не перегружать информацией.

    5. Разнообразьте стиль оформления. Используйте для разметки страницы различные уровни текста (например, заголовки) как элементы дизайна.

    6. Включите пару изображений. Это хороший способ привлечь внимание к документу. Встроенная графика должна быть небольшой по объему, и не стоит увлекаться богатой цветовой палитрой, иначе замедлится загрузка документа.

    7. Не усложняйте свои страницы. Помните, что можно создать любое их количество. Информация, расположенная на каждой странице, должна четко соответствовать вашим целям. Если вы считаете, что читателю могут понадобиться дополнительные объяснения, расположите их на отдельной странице и установите на нее ссылку, но не перегружайте текущую страницу.

    8. Нет ничего лучше дома. Убедитесь, что вы создали ссылки, которые помогут читателю вернуться к нужному месту - к домашней или предыдущей странице.

    9. Будьте последовательны. Постарайтесь разработать свой собственный стиль и придерживайтесь его во всем документе. Читатели запоминают внешний вид публикации, и выдержанный в едином ключе документ будет способствовать росту известности вашей фирмы.

    10. Реально оценивайте свой художественный вкус и прислушивайтесь к отзывам о нем. Публикация документов находится на грани между ремеслом и искусством. В издательствах работают не только редакторы, агенты и бухгалтеры, но также дизайнеры, художники и специалисты по верстке. Если вы разрабатываете web-документы самостоятельно, попросите других людей высказать мнение о ваших произведениях.

    11. Постоянно контролируйте работу ссылок, чтобы убедиться, что они еще не устарели. Если читатель захочет воспользоваться гиперссылкой в вашем документе и получит в ответ сообщение о том, что ресурс изменил свое местонахождение, из этого будет сделан вывод, что вы не проверили даже свои собственные web-страницы.

    12. Протестируйте ваш документ с помощью различных броузеров, в том числе текстовых. По возможности проверьте, как он будет отображаться в броузерах, работающих на других платформах, например, UNIX или Macintosh.

    Что дальше
    Лучше сразу определить цель публикации и помнить о ней, проектируя web-страницы - это сбережет время в будущем. Эффективная структура документа и последовательный, привлекательный дизайн увеличат шансы на то, что читатель вернется к вашим страницам еще раз. Однако хороший дизайн - это только первый шаг. Наступило время научиться использовать HTML и приступить, наконец, к созданию web-страниц. В следующей главе объясняется, как установить и запустить популярный редактор HoTMetaL PRO и с его помощью приступить к созданию HTML-документа, который может быть опубликован в World Wide Web.

    Содержание | Далее

  • *ГЛАВНАЯ***БИБЛИОТЕКА*
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования счетчик посещений


    Hosted by uCoz